Новый расчёт страховых взносов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый расчёт страховых взносов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.

Объединение ПФР и ФСС

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).

Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;

  • назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;

  • предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;

  • организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года

С 2023 года меняется порядок исчисления взносов по пониженным тарифам (Федеральные законы от 14.07.2022 № 239-ФЗ, 323-ФЗ, 321-ФЗ.

1. С 2023 года пониженные тарифы применяются к выплатам за деятельность в студенческих отрядах. Условия уплаты страховых взносов по пониженным тарифам следующие (пп. «а» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ, новый пп. 20 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  • студенческий отряд включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;

  • выплаты осуществляются по трудовым договорам или договорам ГПХ (предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);

  • выплаты осуществляются в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.

Ранее такие выплаты нужно было облагать по общим тарифам. Взносы на ОПС с них не уплачивались (пп. 1 п. 2 ст. 422 НК РФ).

2. Для организаций и ИП с 2023 года устанавливаются единые пониженные тарифы страховых взносов. Таких тарифов 3, поскольку всех плательщиков, применяющих пониженные тарифы, объединяют в три группы (пп. «г» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ).

В первую группу (применяют единый пониженный тариф в размере 7,6 % в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0 % — свыше единой предельной величины базы) входят:

  • социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН). Речь о СОНКО, которые ведут деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального), социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, а также осуществляют театральную, библиотечную, музейную и архивную деятельность;

  • благотворительные организации, применяющие УСН;

  • IT-организации;

  • участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя;

  • резиденты территорий опережающего развития;

  • резиденты свободного порта Владивосток;

  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области;

  • российские организации, которые занимаются производством и (или) реализацией собственной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказанием услуг (выполнением работ) по созданию такой продукции;

  • российские организации, которые включены Минпромторгом России в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;

  • организации, зарегистрированные на Курильских островах;

  • студенческие отряды, указанные выше (пониженные тарифы действуют в отношении выплат в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования).

Во вторую группу (применяют с 2023 по 2027 год (включительно) тариф в размере 0 % (как в пределах единой предельной величины базы, так и свыше ее)) входят:

  • организации, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам);

  • международные компании, получившие статус участников специальных административных районов (на территориях острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области) и производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам).

В третью группу (применяют единый пониженный тариф взносов бессрочно с 2023 года в размере 15 %, но не ко всем выплатам, а только к той части, которая превышает МРОТ, установленный федеральным законом на начало года) входят:

  • участники проекта «Сколково» или проектов, связанных с инновационными научно-технологическими центрами, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ;

  • субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);

  • субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является предоставление продуктов питания и напитков, среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек, соответствующие условиям, указанным в подпункте 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Расширение перечня застрахованных лиц

Раньше застрахованными лицами были те физлица, с которыми заключали трудовые договоры. С 2023 года список расширили — теперь это также физлица, с которыми заключили ГПХ договоры. То есть такие работники также застрахованы в системе социального страхования по ВНиМ и могут получать пособия по болезни или в связи с материнством.

Иностранцы вне зависимости от их статуса (временно пребывают, временно или постоянно проживают), также стали застрахованными лицами по всем видам страхования (ОПС, ОМС, ВНиМ).

Страхвзносы на выплаты иностранцам рассчитываются аналогично как и на выплаты гражданам России, но исключением при этом являются высококвалифицированные специалисты, которые временно пребывают в РФ. С их выплат рассчитываются только страхвзносы «на травматизм» (ст. 425 НК, ст. 2 Закона от 14.07.2022 г. № 239-ФЗ, ст. 5 Закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).

При этом иностранцы, которые временно пребывают в РФ, т.е. имеют только визу или миграционную карту, признаются застрахованными лицами по ОМС.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Что изменится в кадровом делопроизводстве

1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.

2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.

3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.

Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.

Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.

4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.

В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.

Один фонд – единая база для расчетов.

С начала будущего года предусмотрено введение единой предельной облагаемой базы по страховым взносам, а также – единой тарификации.

Что характерно, в число лиц, подлежащих обязательному страхованию, будут включены новые категории:

  • граждане, работающие и получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного страхования;
  • студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (только в очной форме) и получающие вознаграждение за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного пенсионного страхования;
  • граждане иностранных государств (и лица без гражданства), временно проживающие в России, осуществляющие высококвалифицированную трудовую деятельность, будут включены в базу обязательного медицинского страхования.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0
ИП на ПСО 20,0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Штрафы:

Нарушение Штраф, % от неуплаченной суммы
Просрочка в предоставлении отчетности 5,0

Минимум 1000,0 руб. и максимум 30% от общей суммы платежа

Занижение базы – основы для определения размера СТВ 20,0
Умышленная неуплата СТВ 40,0

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Страховые тарифы и база для расчета взносов

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2020 году лимиты смотрите здесь.

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

На данный момент действуют следующие ставки:

Облагаемая база

ПФР

ФСС

ФФОМС

Итого

Не превышает установленную предельную величину, %

22

2,9

5,1

30

Больше установленного предела, %

10

5,1

15,1

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.

Выплаты и иные вознаграждения, не облагаемые страховыми взносами

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами для государственных и муниципальных учреждений выплаты и иные вознаграждения, которые они производят (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ):

  • в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);
  • в рамках договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Исключением здесь являются:

  • договора авторского заказа;
  • договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательские лицензионные договора;
  • лицензионные договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Выплаты по таким договорам облагаются страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования и не облагаются взносами в ФСС РФ.

Кроме этого, не признаются объектом обложения для учреждений выплаты и иные вознаграждения, начисленные:

  • в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории России;
  • в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории России в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Бухгалтерский учет страховых взносов

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению. Они действуют с 1 января 2011 г. и распространяются на:

  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственные академии наук;
  • государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ;
  • иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;
  • финансовые органы;
  • органы Федерального казначейства.

Согласно п. п. 259, 263 Инструкции по применению Единого плана счетов для расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ по страховым взносам на обязательное социальное страхование предназначены счета:

  • 303 02 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 303 07 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
  • 303 08 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»;
  • 303 09 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
  • 303 10 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
  • 303 11 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии».
Читайте также:  Ожидается ли повышение зарплаты медикам в 2023 году?

Аналитический учет по этим счетам ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей. Учет операций по данным счетам ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами — в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты; в Журнале по прочим операциям — в части начислений страховых взносов (п. п. 264, 265 Инструкции по применению Единого плана счетов).

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

В России внебюджетные фонды впервые появились в 90-е гг. ХХ в. в условиях перехода на рыночную экономику и были созданы на федеральном, региональном и местном уровнях и, начиная с 1992 г., функционировало более двух сотен фондов с различным целевым назначением. В этот же период создаются и начинают функционировать государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

С целью повышения контролируемости финансовых потоков на разных уровнях государством в середине 90-х гг. было принято решение о преобразовании всех внебюджетных фондов (кроме социальных) в целевые бюджетные фонды, а вступивший с 1999 г. в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации определил закрытый перечень внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях, при этом на местном уровне создание внебюджетных фондов не предполагалось. Также следует отметить, что Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был упразднен в 2001 г.

В настоящее время в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

  1. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  2. бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  3. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Правовые основы бюджетного процесса в отношении государственных внебюджетных фондов закреплены в законодательстве, в соответствии с которым к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся составление и рассмотрение проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение указанных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Аналогичные бюджетные полномочия в отношении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов закреплены за субъектами Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны содержать показатели доходов и расходов. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда с дефицитом также утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Российским внебюджетным фондам присущи следующие особенности:

− функционируют на страховых принципах, поскольку их формирование происходит в рамках механизма обязательного социального страхования, правовую основу которого составляют Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.

Специфика правового режима функционирования обязательного социального страхования обусловлена определенными социальными рисками, условиями выплаты страхового обеспечения в случае наступления страховых событий и особых взаимоотношений участников данной системы. С учетом этого расходы страховых фондов в той или иной степени носят предполагаемый характер (хотя их объем прогнозируется и планируется с применением специальных методик), поэтому страховые фонды требуют особого управления. Также следует отметить, что в отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты;

− формируются за счет страховых взносов, имеющих налоговую природу.

С 2017 г. уплата страховых взносов регулируется 34 главой Налогового кодекса Российской Федерации, а контроль за правильным исчислением и полнотой выполнения обязательств плательщиками взносов осуществляет Федеральная налоговая служба России (ФНС);

− имеют форму бюджета, суть которого как формы денежного фонда заключается в том, что аккумулирование денежных средств в такие фонды и их использование производятся по особым правилам, установленным в бюджетном законодательстве. Поскольку государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования расходов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т. е. для исполнения расходных обязательств публично-правовых образований, они не могут формироваться в иной форме, нежели бюджет;

− формируются обособленно от других бюджетов бюджетной системы, что обусловлено указанными отличиями правового режима страховых фондов обязательного социального страхования: механизмом формирования указанных фондов, а также порядком исполнения страховщиками обязанностей по предоставлению страхового обеспечения;

− функционирование социальных внебюджетных фондов возможно только на федеральном и региональном уровне. Муниципальным образованиям Бюджетным кодексом Российской Федерации запрещено образовывать и формировать целевые внебюджетные фонды;

− правовой статус функционирования – закон, т. е. бюджеты фондов федерального уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты территориальных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации;

− по каждому внебюджетному фонду Федеральным казначейством в учреждениях Банка России открывается единый счет для учета средств их бюджетов и осуществления операций по кассовым поступлениям и выплатам;

− расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

− кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства;

− внешний контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Главными администраторами доходов внебюджетных фондов являются:

1) Федеральная налоговая служба (в части страховых взносов);

2) Федеральное казначейство (в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации;

3) Федеральная антимонопольная служба (в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемых в бюджет внебюджетных фондов);

4) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в части доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации; и др.

Читайте также:  Аванс с возвратом. Верховный суд разъяснил, как вернуть залог при срыве покупки

Главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов выступают сами фонды.

Создание и функционирование социальных внебюджетных фондов связано с обязательным социальным страхованием, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются:

– общедоступный вид правоотношений субъектов социального страхования, что обеспечивает обязательность участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, ненадобность кропотливой и затруднительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их выполнения между работодателями и работниками;

– обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;

– высокий уровень надежности сохранности финансовых средств, что достигается солидарностью поколений и применением государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;

– обязательное социальное страхование, более «дешевое» для населения, чем личное страхование, обеспечивается массовым характером обязательного участия в нем почти всех работающих и бесприбыльными формами организации работы в отличие от личного страхования, которое преследует получение прибыли и направлено в основном на «выгодных» клиентов.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

  1. у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
  2. у иных страхователей – с момента их регистрации страховщиком;
  3. у страховщика – с момента регистрации страхователя;
  4. у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами;
  5. у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в себя следующие элементы страхования (табл. 6).

Таблица 6

Элементы обязательного социального страхования
Элементы страхования Понятие и состав элемента
Страховщики коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев
Страхователи 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (ИП), в том числе главы колхозно-фермерских хозяйств (КФХ);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) самозанятое население (ИП; адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой; арбитражные управляющие, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя).
Если страхователь относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию

Застрахованные лица граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Виды страховых рисков 1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая
Страховые случаи достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца; заболевание; травма; несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком в возрасте до полутора лет; другие случаи; установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Страховое обеспечение
  1. оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. пособие по временной нетрудоспособности;
  6. страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
  7. пособие по беременности и родам;
  8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  9. иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  11. единовременное пособие при рождении ребенка;
  12. социальное пособие на погребение

НДФЛ в 2023 году в части расчета не изменится. Чиновники определили фиксированные ставки по этому виду налога. Доходы резидентов нашей страны облагаются по минимальной ставке налога на доходы физлиц. В 2023 г. этот показатель равен 13 % для большинства граждан. То есть каждые 13 рублей с заработанной сотни. Лица, получившие доход свыше 5 миллионов рублей за год, платят налог по повышенной ставке 15 %.

Если же гражданин не является фискальным резидентом РФ, то с его доходов будут удерживать повышенный налог на зарплату — 30 % с дохода. Напомним, что нерезидентами считают граждан, которые проживают на территории нашей страны менее 183 дней в календарном году.

Порядок обложения налогом довольно прост. Фиксируются все виды доходных поступлений в пользу налогоплательщика. К полученной сумме применяется соответствующая ставка по НДФЛ. Налоговым законодательством в части налогового обременения доходов населения предусмотрено несколько видов вычетов. А вычеты, как мы знаем, уменьшают налогооблагаемую базу, тем самым снижая размер изымаемого налога. В нашем случае — НДФЛ.

Пример.

Должностной оклад среднестатистического специалиста — 30 000 рублей. За полностью отработанный месяц работник получит на руки:

30 000 – 13 % = 30 000 – 3900 = 26 400 рублей.

Если работник вправе получить вычеты, например профессиональный вычет — 20 %, то расчет следующий:

  1. Исчисляем налогооблагаемую базу: 30 000 – 20 % = 24 000 руб.
  2. Исчисляем налог (НДФЛ): 24 000 × 13 % = 3120 руб.
  3. Зарплата к выдаче: 30 000 – 3120 = 26 880 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *