Доверенность по административным делам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доверенность по административным делам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В последние годы маниакальное пополнение бюджета косвенными налогами в виде административных штрафов обретает сказочную популярность. Контролирующие органы шлепают постановления направо и налево, привлекая одновременно юриков и их руководителей к наказанию на немалые суммы.

Комментарий к ст. 25.5 КоАП

1. В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, и потерпевших в производстве по делу могут участвовать защитники и представители.

2. Защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем является лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший выбирают своих защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями.

3. Защитник и представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении. При административном задержании физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

4. Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

5. Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица. Защитниками и представителями не могут быть лица, которые ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо в соответствии со своим служебным положением осуществляют надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых стало основанием для возбуждения дела.

6. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом признается лицо, наделенное правом осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иных лиц удостоверяются доверенностью.

Другой комментарий к Ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Юридическая помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть оказана защитником, в роли которого выступает адвокат по ордеру, выданному юридической консультацией. Новеллой является то, что адвокат допускается к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, т.е. с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Если физическое лицо подлежит административному задержанию как мере обеспечения производства, адвокат допускается к участию в производстве с момента административного задержания.

2. Адвокат вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, от имени подзащитного приносить жалобы на постановления о назначении административного наказания, т.е. он наделен широкими процессуальными правами.

3. Юридическую помощь потерпевшему от административного правонарушения может оказывать его представитель, полномочия которого удостоверяются доверенностью потерпевшего, оформленной надлежащим образом. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Его иные процессуальные права аналогичны процессуальным правам защитника. В роли представителя потерпевшего в производстве также может выступать адвокат.

Доверенность защитника и представителя по делам об административных правонарушениях — скачать образец 2020

Полезная информация

Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик отстаивают в деле свои права и интересы, а защитник и представитель — права и интересы подзащитных и представляемых.

Таким образом, защитник оказывает юридическую помощь подзащитному (то есть лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях), а представитель оказывает юридическую помощь потерпевшему.

  • Под юридической помощью понимается в основном разъяснение законов, консультации, составление процессуальных документов, ведение дел, представительство).
  • И защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав.
  • Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Перечень процессуальных прав защитника и представителя, указанный в ч. 5 ст. 25.5 не является исчерпывающим, они имеют и другие права, предусмотренные КоАП (например: обжаловать определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ст. 30.1 КоАП).

В соответствии со ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях защитником или представителем может выступать адвокат или иное лицо.

Стоимость услуг по представительству в суде по административным делам

Услуга

Стоимость

Юридическая консультация (с анализом материалов дела)

от 3 500 руб.

Составление процессуальных документов

от 4 000 руб.

Представительство в суде по делам об административных правонарушениях

от 5 000 руб.

Представительство в суде по делам, рассматриваемым по КАС РФ

от 5 000 руб.

На участие в составлении протокола достаточно выдать общую доверенность

Представлять интересы перед государственными органами можно без специального указания на такую возможность.

Доверенность по делу об административном правонарушении на участие в составлении протокола или проведение иных действий должна отвечать общим требованиям. Если административный орган не допустит к участию в процессуальном действии, это станет самостоятельным основанием признать протокол, а также постановление недействительным (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10). Суд укажет на то, что должностное лицо нарушило права компании или ИП (определение ВС РФ от 27.09.2018 № 306-АД18-14448 по делу № А12-42971/2017, постановление Ас Московского округа от 06.02.2018 № Ф05-20773/2017 по делу № А40-113798/17).

Так, при составлении протокола присутствовал представитель компании. Он действовал на основании общей доверенности. Компания уполномочила лицо представлять от своего имени интересы общества:

  • во всех государственных, административных, правоохранительных и иных органах и организациях, в том числе
  • во всех судах судебной системы РФ;
  • в органах УВД и прокуратуры.

Росздравнадзор указал, что составитель не прописал в доверенности право на участие в производстве по конкретному делу об административном правонарушении и представление интересов организации как лица, привлекаемого к административной ответственности. Поэтому орган не допустил представителя к участию в составлении протокола. Компания обратилась в суд, который не согласился с доводами Росздравнадзора. Суд встал на защиту компании. Он указал на право предоставлять интересы по такой доверенности и необоснованный отказ административного органа допустить представителя дл участия в составлении протокола (постановление АС Уральского округа от 15.01.2019 № Ф09-8201/18 по делу № А07-12855/2018).

Споры, в которых сторона неправильно оформила доверенность для представления интересов по административному делу, касаются общих формулировок. Административный орган часто не предоставляет возможности участвовать в составлении протокола на основе общей доверенности. Однако, как показывает практика, такие нарушения можно оспорить в суде. Встречаются ситуации, когда лицо по каким-то причинам не предоставляет документ (решение Московского городского суда от 20.03.2017 по делу № 7-3665/2017).

Прекращение действия доверенности

Согласно действующему законодательству, в ряде случаев документ автоматически признается недействительным.

Доверенность теряет юридическую силу в случае:

  • наступления смерти доверителя;
  • признания доверителя недееспособным или ограниченным в дееспособности;
  • истечения срока действия доверенности;
  • выполнения прописанного в доверенности поручения;
  • отказа лица, на чье имя выписана доверенность, принять на себя полномочия;
  • смерти поверенного или прекращения работы организации, на которую выписана доверенность;
  • если доверитель отозвал доверенность по собственному желанию.

Для отзыва доверенности по собственному желанию следует просто оповестить об этом доверенное лицо и третьих лиц, имеющих отношения к рассматриваемому административному делу. После этого бланк доверенности должен быть возвращен доверителю.

Читайте также:  Заявление об отмене судебного приказа

В случае отзыва нотариально заверенного документа необходимо обратиться к нотариусу. При отсутствии в доверенности запрета на отзыв, нотариус должен составить распорядительный акт о прекращении полномочий.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Крайне важно, например, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать это дело. Таким образом, осуществляя надзор, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как КоАП РФ, так и законом субъекта РФ об установлении административной ответственности.

Однако в КоАП РФ указаны случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором. Это правонарушения, связанные с нарушением права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушением установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5); принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40); нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24) и др. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматривается в ст. 28.4.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое в течение суток с момента его составления (а в случаях, если правонарушение влечет административный арест — немедленно) направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об этом правонарушении. В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ, определяющей статус прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях, он извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, любого дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Прокурор также вправе участвовать в рассмотрении любого дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ст. 25.12 КоАП РФ).

Формулируя этот запрет, законодатель исходил из конституционного положения о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ). В этой связи защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.

Читайте также:  Как перевести жилую недвижимость в коммерческую в 2023 году?

Согласно ст. 25.12 КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются также лица в качестве специалиста, эксперта и переводчика в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Законодатель не указывает в ст. 25.12 КоАП РФ, что следует понимать под родственными отношениями. Однако, как уже отмечалось в § 5 данной главы, в ст. 25.6 Кодекса определяются близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Хотя этот перечень для положений ст. 25.12 КоАП РФ, безусловно, не является исчерпывающим, видимо, нет нужды в его чрезмерном расширении. Дело в том, что в любой ситуации никакое лицо не может быть допущено к участию в производстве по делу, если имеются основания считать его прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.

При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежат отводу.

Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Комментарии к статье 53 ГПК РФ, судебная практика применения

Когда требуется печать организации на доверенности?

«Вопрос 10. Требуется ли удостоверение доверенности на представление интересов юридического лица в суде печатью организации?

Ответ: …Если федеральный закон содержит требование о наличии печати для организаций определенной организационно-правовой формы (например, пунктом 3 статьи 2 ФЗ N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлена обязанность унитарного предприятия иметь печать), то доверенность на представление интересов такой организации в суде должна быть удостоверена как подписью ее руководителя, так и печатью.

Когда федеральным законом такая обязанность не предусмотрена и указано, что организация вправе иметь печать (в частности, пункт 7 статьи 2 ФЗ N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 5 статьи 2 ФЗ N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), представитель организации должен предоставить суду ее учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указанной организации в суде должна быть удостоверена подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и одновременно печатью организации. При отсутствии таких сведений удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется» (ответ на вопрос 10 содержится в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)

Передоверие в суде

«Вопрос 11. Каким образом осуществляется передоверие полномочий представителя в суде?

Ответ: … ч. 6 ст. 53 ГПК РФ и ч. 4 ст. 61 АПК РФ устанавливают правило, согласно которому полномочия представителя могут быть определены в устном или письменном заявлении доверителя.

Принимая во внимание, что передоверие полномочий на представление интересов в суде осуществляется по правилам, установленным процессуальным законодательством, которое является специальным, полномочия нового представителя могут быть определены в устном или письменном заявлении первоначального представителя в суде, в том числе руководителя филиала, представительства, представителя в силу закона или договора (ч. 6 ст

53 ГПК РФ, ч. 4 ст. 61 АПК РФ). Отказ суда в удовлетворении заявления о допуске нового представителя со ссылкой на необходимость предоставления доверенности, оформленной по правилам ст. 187 ГК РФ, не допускается» (ответ на вопрос 11 содержится в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)

Доверенность на участие в деле об административном правонарушении

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитником или представителем может быть как адвокат, так и иное лицо (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, а полномочия иного лица, которое оказывает юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). Данная норма носит общий характер и распространяет своё действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (см. вопрос 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015).

КоАП РФ не содержит специальных требований к оформлению доверенности, необходимой для оказания юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой этот вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч.ч. 2 и 3 ст. 53ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя (абзац второй п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, далее — Постановление N 5). Это означает, что, если доверенность защитнику (представителю) выдает гражданин, такая доверенность удостоверяется нотариально либо организацией, в которой работает или учится доверитель, или иными организациями, указанными в ч. 2 ст. 53 ГПК РФ. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати) (ч. 3 ст. 53 ГПК РФ).

На практике возникает вопрос о том, как правильно сформулировать полномочия защитника (представителя) в доверенности. Согласно правовому подходу, существующему в судебной практике, право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (абзац четвертый п. 8 Постановления N 5). Поэтому для того, чтобы в рамках дела об административном правонарушении защитник (представитель) смог обжаловать постановление по делу или решение, принятое по жалобе на такое постановление, в тексте доверенности недостаточно будет привести формулировку общего характера, например, о праве представителя пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством сторонам и участникам судебного процесса или о праве представлять интересы лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, в судах со всеми правами, предоставленными законом истцу, ответчику и третьему лицу (решения ВС РФ от 15.11.2018 N 78-ААД18-2 и от 23.08.2018 N 51-ААД18-1). Необходимо указать на наличие у защитника (представителя) именно права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении или решения по жалобе на такое постановление (или как постановления, так и решения, если лицо планируется наделить полномочиями на обжалование этих актов).

Как показывает практика, суды считают допустимым, в частности, указание в доверенности на то, что защитник (представитель) наделен полномочиями по ведению, в том числе, дел об административных правонарушениях во всех судах РФ и у должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правом обжалования апелляционного, кассационного и в порядке надзора, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (см. решение ВС РФ от 23.08.2018 N 47-ААД18-15). В одном из дел у суда высшей инстанции не вызвала возражений формулировка в доверенности, согласно которой защитник наделен полномочиями по представлению интересов юридического лица во всех судах общей юрисдикции со всеми правами, предоставленными лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе с правом на подписание и подачу апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты судов общей юрисдикции (решение ВС РФ от 11.10.2018 N 16-ААД18-1).

Доверенность защитника и представителя на ведение дел об административных правонарушениях в судах, государственных органах

Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик отстаивают в деле свои права и интересы, а защитник и представитель — права и интересы подзащитных и представляемых. Таким образом, защитник оказывает юридическую помощь подзащитному (то есть лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях), а представитель оказывает юридическую помощь потерпевшему.

Под юридической помощью понимается в основном разъяснение законов, консультации, составление процессуальных документов, ведение дел, представительство).

И защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав.

Читайте также:  Первый этап: как изменился пенсионный возраст с 2019 года

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Перечень процессуальных прав защитника и представителя, указанный в ч. 5 ст. 25.5 не является исчерпывающим, они имеют и другие права, предусмотренные КоАП (например: обжаловать определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ст. 30.1 КоАП).

В соответствии со ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях защитником или представителем может выступать адвокат или иное лицо. Причем, полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью защитника и представителя на ведение дел об административных правонарушениях в судах и государственных органах.

Порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия, основания и последствия прекращения действия доверенности описаны в ГК РФ. В том же ГК РФ не содержится указания на то, что доверенность защитника или представителя на ведение дел об административных правонарушениях в судах, государственных органах требует обязательного нотариального удостоверения. Но на практике, обычно лучше заверять такую доверенность у нотариуса.

Так, например, в разъяснениях Верховного суда РФ указано, что доверенность, выдаваемая гражданином представителю по делу об административном правонарушении, может быть заверена нотариусом, организацией, где он работает, или учится, ТСЖ, ЖСК и иными органами, указанными в ст. 53 ГПК РФ (вопрос 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 года).

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением оттиска печати этой организации (п.5 ст. 185 ГК РФ).

Срок полномочий представителя по доверенности, в том числе защитника и представителя на ведение дел об административных правонарушениях, указывается в доверенности. Если срок не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

Доверенность на участие в деле об административном правонарушении

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель ( ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитником или представителем может быть как адвокат, так и иное лицо ( ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, а полномочия иного лица, которое оказывает юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом ( ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). Данная норма носит общий характер и распространяет своё действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (см. вопрос 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015).

КоАП РФ не содержит специальных требований к оформлению доверенности , необходимой для оказания юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой этот вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя ( абзац второй п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, далее — Постановление N 5). Это означает, что, если доверенность защитнику (представителю) выдает гражданин, такая доверенность удостоверяется нотариально либо организацией, в которой работает или учится доверитель, или иными организациями, указанными в ч. 2 ст. 53 ГПК РФ. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати) ( ч. 3 ст. 53 ГПК РФ).

Как оформить доверенность на представление интересов граждан по делам об административных правонарушениях?

Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу (другим лицам) для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).

Гражданин, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для оказания ему юридической помощи может привлечь защитника. Гражданин, являющийся потерпевшим, может привлечь представителя.

Защитником или представителем в производстве по делу об административном правонарушении может быть адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью (ч. 1 — 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

Примечание. Если гражданин в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления соответствующей доверенности ( п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Чтобы оформить доверенность на представление интересов гражданина по делу об административном правонарушении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите кандидатуру представителя

Специальные требования к лицам, которые могут выступать в качестве представителей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, не установлены.

На участие в составлении протокола достаточно выдать общую доверенность

Представлять интересы перед государственными органами можно без специального указания на такую возможность.

Доверенность по делу об административном правонарушении на участие в составлении протокола или проведение иных действий должна отвечать общим требованиям. Если административный орган не допустит к участию в процессуальном действии, это станет самостоятельным основанием признать протокол, а также постановление недействительным (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10). Суд укажет на то, что должностное лицо нарушило права компании или ИП (определение ВС РФ от 27.09.2018 № 306-АД18-14448 по делу № А12-42971/2017, постановление Ас Московского округа от 06.02.2018 № Ф05-20773/2017 по делу № А40-113798/17).

Так, при составлении протокола присутствовал представитель компании. Он действовал на основании общей доверенности. Компания уполномочила лицо представлять от своего имени интересы общества:

  • во всех государственных, административных, правоохранительных и иных органах и организациях, в том числе
  • во всех судах судебной системы РФ;
  • в органах УВД и прокуратуры.

Росздравнадзор указал, что составитель не прописал в доверенности право на участие в производстве по конкретному делу об административном правонарушении и представление интересов организации как лица, привлекаемого к административной ответственности. Поэтому орган не допустил представителя к участию в составлении протокола. Компания обратилась в суд, который не согласился с доводами Росздравнадзора. Суд встал на защиту компании. Он указал на право предоставлять интересы по такой доверенности и необоснованный отказ административного органа допустить представителя дл участия в составлении протокола (постановление АС Уральского округа от 15.01.2019 № Ф09-8201/18 по делу № А07-12855/2018).

Споры, в которых сторона неправильно оформила доверенность для представления интересов по административному делу, касаются общих формулировок. Административный орган часто не предоставляет возможности участвовать в составлении протокола на основе общей доверенности. Однако, как показывает практика, такие нарушения можно оспорить в суде. Встречаются ситуации, когда лицо по каким-то причинам не предоставляет документ (решение Московского городского суда от 20.03.2017 по делу № 7-3665/2017).

Статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

  1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
  4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *