Внешний долг России на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний долг России на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Что такое внешний долг

Можно провести аналогию с бизнесом. Когда компания развивается и открывает новые направления, ей нужны заемные средства. Если организация сможет обслуживать все свои долги, то будет беспрепятственно расширяться. С другой стороны, бизнес, который ждет, пока у него хватит собственных средств, может остаться далеко позади.

С государствами работает похожая система. США – крупнейшая экономика мира, и при этом, у страны самый большой госдолг. ФРС должно своим гражданам, другим государствам, частным инвесторам. При этом, Америка продолжает исправно платить проценты, а дефолт все еще не предвидится.

Государственный долг к ВВП в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 17.0000 12.6000 17.0000 12.6000 -25.88%

Кроме того, введённые Соединёнными Штатами и странами Запада санкции в отношении России в 2022 году могли стать тревожными сигналом для Китая. Такую точку зрения в беседе с RT выразил финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.

Всего после начала российской спецоперации на Украине США вместе с Евросоюзом и другими государствами ввели против Москвы больше 11,3 тыс. различных экономических ограничений. Помимо энергетического сектора, рестрикции затронули банковскую отрасль, авиацию, торговлю и золотовалютные резервы (ЗВР) РФ.

Россия сумела частично подготовиться к такому сценарию и за последние пять лет практически полностью вывела свои деньги из американского госдолга. Так, если ещё в конце 2017 года Москва держала в трежерис больше $102 млрд, то на момент введения санкций в 2022-м этот показатель уже составлял около $2 млрд, а сейчас — лишь $629 млн.

Тем не менее западным странам, в основном европейским, всё равно удалось заморозить примерно половину российских ЗВР почти на $300 млрд, хотя ЕС пока и не может точно установить, где именно находится основная часть этих денег (около $258 млрд), пишет агентство Bloomberg. В свою очередь, для Китая произошедшие события стали дополнительным поводом обезопасить собственные средства, считает Владислав Антонов.

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Динамика российского государственного долга

За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.

Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.

Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.

На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.

Так будет ли дефолт США?

В августе 2022 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что есть основания считать, что США в обозримом будущем объявят дефолт по внешнему долгу.

Американский рынок продолжает слабеть на фоне нарастания рисков мирового кризиса. Держатели выходят из американского госдолга, инфляция растёт, поставки ресурсов рушатся каждый день.

Неизбежный дефолт США предрекали многие аналитические агентства еще до начала пандемии, в том числе и Bloomberg в 2019 году, однако, Штаты до сих пор не объявили о своей неспособности расплатиться по долгам и, скорее всего, найдут законные способы избежать его.

Читайте также:  Как обжаловать штрафы ГИБДД, с камер, МАДИ, АМПП

Например, американское законодательство позволяет Министерству финансов чеканить коллекционные монеты. Ухватившись за эту норму, некоторые чиновники предложили решить проблему с госдолгом при помощи выпуска коллекционной платиновой монеты.

Схема простая: отчеканить монету номиналом, например, в $1 трлн, а затем взять в центральном банке кредит под ее залог. Правда, проблему лимита госдолга такой хитрый ход все равно не решает. Но как экстренная мера — почему бы и нет?

Во время президентства Барака Обамы был предложен этот вариант, но его отвергли. Нынешний министр финансов Джанет Йеллен тоже не намерена прибегать к схеме с платиновой монетой. Но если законодатели так и не договорятся, а такую ситуацию в США считают вполне реальной, Йеллен наверняка прибегнет к плану Б.

вчера 12:07 Сбербанк в 2022 году отразил 490 крупных и тысячи небольших DDoS-атак, потерь не было
вчера 12:04 Профицит торгового баланса Италии в декабре составил 1.07 млрд евро
вчера 11:41 Полный переход России на электронные чеки снизит отходы на 10 тыс тонн в год — РЭО
вчера 11:30 Более половины запасов останется в газохранилищах Европы к концу зимы — СМИ
вчера 11:11 Объем вложений России в госдолг США будет стремиться к нулю — эксперт
вчера 11:00 Крупнейшие банки РФ смогут добиться снижения ущерба от кибермошенничества в 2023 г — ЦБ
вчера 10:51 ЦБ РФ предлагает принудительно блокировать банковские переводы клиентов мошенникам
вчера 10:43 Сбербанк предложил создать единую систему информации о мошенниках, ЦБ готов участвовать
вчера 10:31 Сбои Twitter по всему миру практически устранены — Downdetector

Кому должна Россия? Внешний долг по годам

Минфин сообщил – внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

  • Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) на 2019 год 53 954.6 млн. долларов США. .
  • Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) на 1 января 2021 года 54 848.3 млн. долларов США. См. документ Минфина.
  • Государственный внешний долг России (в т.ч. обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 56 786.0 млн. долларов США на 1 января 2021 года. См. отчет Минфина на 2021 год.

К чему приведет увеличение госдолга

Долговые обязательства в разумных пределах способны давать толчок экономическому развитию. Если величина госдолга начнет превышать платежеспособность, то кризиса в экономике США — а соответственно всей планеты — не избежать. Это связано с тем, что доллар является международным платежным средством. Более того, этих самых долларов за границей существенно больше, чем внутри страны.

Приведем простой пример. Вы берете кредит в банке под неприличный процент (от 18 до 30% годовых). Редко бывает, что сумма кредита меньше вашей заработной платы за год. Большая часть России, к слову, так живет и не жалуется. Известно, что некоторые граждане чуть ли не 50% своих доходов отдают банкам за кредиты.

С Америкой дело обстоит схожим образом, но на существенно более выгодных условиях. Они ежегодно выплачивают около 1% от суммы задолженности (а не 20%, как мы). Разве это не выгодно? При сравнении с размером ВВП это составляет на сегодня 1,3-1,6 %. Даже если госдолг США увеличится в 10 раз, то 15% выплат – это еще не так страшно.

Многие россияне и по 70% дохода отдают банкам. Причем мы берем средства на нужды, «хотелки», а американское Правительство – на развитие экономики. Они одалживают, чтобы получить прибыль, а не просто потратить на новое авто, квартиру, телевизор.

Получается, что увеличение госдолга Америки для них не критично — вплоть до 1000 % от ВВП страны. Чтобы достичь такой величины, потребуется не менее 100 лет. Однако этого в силу очевидных причин не допустят, т.к. последствия будут непредсказуемыми.

Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:

Дата Всего в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
2021 год
01.01.2021 56 702,9 17 596,6
01.02.2021 56 260,1 17 216,6
01.03.2021 56 629,3 17 573,9
01.04.2021 56 104,6 17 426,0
01.05.2021 56 517,7 17 710,6
01.06.2021 58 149,5 17 502,0
01.07.2021 58 542,2 18 077,1
01.08.2021 58 691,8 18 234,4
01.09.2021 58 530,1 18 124,4
2020 год
01.01.2020 54 848,3 13 252,8
01.02.2020 54 731,8 13 188,1
01.03.2020 54 616,7 13 076,6
01.04.2020 54 068,4 12 874,1
01.05.2020 50 590,3 12 925,3
01.06.2020 50 963,8 13 257,8
01.07.2020 51 026,3 13 336,3
01.08.2020 51 625,7 13 806,0
01.09.2020 51 809,1 13 957,9
01.10.2020 50 364,9 13 773,7
01.11.2020 51 982,4 15 404,7
01.12.2020 54 880,1 15 886,9
2019 год
01.01.2019 49 156,5 11 567,4
01.02.2019 47 683,7 11 597,5
01.03.2019 47 557,7 11 493,9
01.04.2019 51 067,2 11 539,2
01.05.2019 51 145,8 11 587,5
01.06.2019 51 261,4 11 732,3
01.07.2019 53 954,6 11 915,4
01.08.2019 53 828,0 11 851,2
01.09.2019 53 888,4 11 934,6
01.10.2019 53 625,5 12 053,6
01.11.2019 53 935,7 12 331,2
01.12.2019 54 164,4 12 583,2
2018 год
01.01.2018 49 827,3 10 357,2
01.02.2018 50 519,5 11 023,5
01.03.2018 50 571,8 11 089,3
01.04.2018 51 393,2 10 936,5
01.05.2018 51 359,7 10 934,6
01.06.2018 51 114,7 10 759,3
01.07.2018 50 960,2 10 653,6
01.08.2018 47 331,5 10 492,7
01.09.2018 47 133,9 10 301,1
01.10.2018 47 084,2 10 528,2
01.11.2018 47 195,0 10 673,4
01.12.2018 47 148,1 10 651,0
2017 год
01.01.2017 51 211,8 11 730,5
01.02.2017 51 217,2 11 726,3
01.03.2017 51 190,4 11 720,6
01.04.2017 50 558,6 11 720,6
01.05.2017 48 556,4 11 720,6
01.06.2017 48 552,6 11 720,4
01.07.2017 51 471,4 11 680,4
01.08.2017 51 286,0 11 673,4
01.09.2017 51 094,2 11 667,8
01.10.2017 51 230,0 11 667,8
01.11.2017 51 202,3 11 667,8
01.12.2017 51 172,4 11 667,8
2016 год
01.01.2016 50 002,3 11 875,9
01.02.2016 49 995,5 11 875,9
01.03.2016 49 987,4 11 870,1
01.04.2016 49 363,2 11 870,1
01.05.2016 49 253,4 11 870,1
01.06.2016 50 946,5 11 868,5
01.07.2016 50 882,5 11 868,5
01.08.2016 50 871,5 11 861,6
01.09.2016 50 864,6 11 855,9
01.10.2016 51 475,7 11 855,9
01.11.2016 51 442,1 11 855,9
01.12.2016 51 271,3 11 733,3
2015 год
01.01.2015 54 355,4 12 083,2
01.02.2015 54 305,5 12 070,3
01.03.2015 54 268,0 12 064,3
01.04.2015 53 481,4 12 064,2
01.05.2015 51 480,4 12 064,3
01.06.2015 51 453,7 12 062,8
01.07.2015 51 324,3 11 989,1
01.08.2015 51 289,8 11 983,7
01.09.2015 51 300,0 11 977,8
01.10.2015 50 226,4 11 977,8
01.11.2015 50 189,3 11 977,8
01.12.2015 50 128,6 11 976,3
2014 год
01.01.2014 55 794,2 11 399,1
01.02.2014 55 750,9 11 399,0
01.03.2014 55 666,9 11 322,6
01.04.2014 54 881,5 11 322,6
01.05.2014 54 875,4 11 315,5
01.06.2014 54 810,3 11 313,9
01.07.2014 54 672,5 11 313,9
01.08.2014 54 604,6 11 310,4
01.09.2014 54 553,5 11 304,2
01.10.2014 53 746,4 11 304,0
01.11.2014 53 704,6 11 285,7
01.12.2014 53 972,2 11 604,1
2013 год
01.01.2013 50 769,2 11 389,8
01.02.2013 50 644,6 11 308,8
01.03.2013 50 616,5 11 301,7
01.04.2013 49 803,9 11 301,1
01.05.2013 49 837,4 11 384,1
01.06.2013 49 645,5 11 269,5
01.07.2013 49 568,1 11 266,5
01.08.2013 49 550,6 11 270,5
01.09.2013 49 539,4 11 264,2
01.10.2013 55 778,8 11 264,7
01.11.2013 55 890,7 11 395,0
01.12.2013 55 834,6 11 394,9
2012 год
01.01.2012 35 801,4 1 008,9
01.02.2012 35 776,5 1 004,7
01.03.2012 35 728,9 998,5
01.04.2012 34 819,9 1 017,0
01.05.2012 41 734,7 1 016,9
01.06.2012 41 639,3 1 015,8
01.07.2012 41 540,1 1 012,6
01.08.2012 41 323,2 980,5
01.09.2012 41 317,5 974,2
01.10.2012 40 544,8 970,7
01.11.2012 40 916,6 1 400,7
01.12.2012 40 872,9 1 400,7
2011 год
01.01.2011 39 956,9 913,3
01.02.2011 39 798,6 824,2
01.03.2011 39 771,2 817,6
01.04.2011 38 836,9 816,1
01.05.2011 38 832,8 817,9
01.06.2011 37 010,0 816,5
01.07.2011 36 845,2 813,5
01.08.2011 36 777,8 795,8
01.09.2011 36 880,6 969,4
01.10.2011 36 002,0 966,0
01.11.2011 35 964,4 966,8
01.12.2011 35 838,1 965,6
Читайте также:  Дом престарелых в Краснодаре «Доброта»

Что позволяет Америке иметь такие большие долговые обязательства?

При появлении в Америке дефицита бюджета власти сразу же пытаются перекрыть его за счет займов. Безусловно, дыру можно было заполнить благодаря снижению расходов на медицину. Кроме того, образования, повышению налогов. Но правительство не хочет гневить народ.

Встает вопрос: что позволяет Штатам набирать такие долги? Вашингтон не боится брать займы в долларах. Так как для него это приоритетная валюта, над которой установлен полный контроль.

Если не сумели вовремя выплатить, то включают станок и получают нужную сумму. Но американские власти этого не делают, чтобы исключить крах экономики и дефолт.

Дефолт может произойти и тогда, когда Америка не сможет выплачивать проценты по задолженностям. Но это случится, если никто из стран больше не даст взаймы, что полностью исключается.

Однако, что может угрожать США – это пропорции государственного долга к ВВП. Этот показатель равен 104%, что считается нормой. Государству достаточно немного пополнить рынок новой продукцией, и дефицит восполнится.

Но стоит осознавать, что средства, занимаемые Штатами у других стран, не идут в карманы чиновников. Более того, они умно инвестируются в разнообразные сферы жизни. Государство создает новые рабочие места, образуются инновационные производства.

Пока Вашингтон в состоянии выплачивать долг, серьезных проблем не возникнет. Кроме того, уязвимость заключается в увеличении процента займов по отношению к ВВП.

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Риск санкций уже во многом реализовался

Историческая справка о санкциях

Российская экономика с 2014 года существует в условиях существенных санкционных рисков, в некоторые периоды опасения относительно введения новых санкций увеличиваются, в другие – снижаются. Со вступления Джо Байдена в должность президента США санкционные страхи для российской экономики увеличились. На данный момент наиболее опасная потенциальная санкционная мера – введение ограничений на приобретение и владение российским суверенным госдолгом.

С момента объявления о первом пакете санкций администрации Байдена 2 марта 2021 года доходности как коротких, так и длинных российских ОФЗ прибавили около 40-70 б.п. (на это влияли и другие факторы, описанные выше), хотя санкции, объявленные 2 марта, в сущности повторяли предыдущий раунд санкций Трампа. В большинстве своем реакции рынка на объявление санкций со стороны США включали себя потенциальную возможность санкций в отношении суверенного долга России. Таким образом, риск подобных санкций уже оказывается заложенным в страновую премию.

Читайте также:  Как продать квартиру и не платить налог?

Инвесторы, для которых такой уровень риска оказывается неприемлемым, выводят капитал из российских ценных бумаг, не дожидаясь непосредственно объявления ограничений на приобретение или владение российским госдолгом.

Доля нерезидентов в ОФЗ была смоделирована в зависимости от изменения темпов экономического роста, цен на нефть, также в модель была включена авторегрессионная компонента и переменная, отвечающая за введение санкций в августе 2018 года. Для моделирования был использован период с 2013 по 2019 год.

  • Отток нерезидентов из ОФЗ после введения санкций за инцидент в Солсбери продолжался на протяжении трех кварталов 2 .
  • Предсказание доли нерезидентов в ОФЗ, сделанное на основе данных в 2013–2019 годах, оказывается значительно выше, чем в реальности. Это демонстрирует уже начавшийся отток иностранного капитала из российского государственного долга.
  • Предсказанная доля нерезидентов в ОФЗ на начало 2021 года примерно на 10 п.п. выше, чем реальная – около 33% вместо 23%, таким образом можно говорить об оттоке капитала вследствие инцидента с Навальным в размере около 1,3 трлн рублей за два квартала.

Российский долг устойчив

Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

Когда мы говорим о внешних задолженностях нашей страны, то по большей части, речь идет о долгах СССР, которые Россия взяла на себя в обмен на отказ республик от причитающихся им активах. Очень долгое время долг бывшего Союза составлял большую часть внешнего долга России, это около 110 миллиардов долларов США.

В 90-е годы наша страна практически перестала погашать советские долги, и одновременно с этим были набраны новые долги. Если посмотреть историю финансов с 1992 по 1999 годы, то за этот период МВФ предоставлял кредиты нашей стране 8 раз, общая их сумма составила 22 млрд. долларов США.

Эти средства направлялись на поддержку реформ экономики, на поддержание действующего правления и покрытия дефицита по платежному балансу. Соответственно, общий внешний долг постоянно возрастал, и своей критической точки в 188 миллиардов долларов составил сразу после кризиса в 1998 году, при этом разделение было таким:

  • 53 млрд. – государственный долг России,
  • 98 миллиардов – долг бывшего СССР.

После того, как страна начала выходить из кризиса 98-го года, задолженность также начала сокращаться. С 2000 года наша страна ни разу не брала новые кредиты в международном валютном фонде, долг перед МВФ сократился к 2004-му году до 5,1 миллиарда долларов.

Из чего формируется долг

Внешний долг представляет собой обязательства России в иностранной валюте перед другими государствами, международными организациями, частными зарубежными инвесторами.

Минимальная отметка внешнего долга за последние 10 лет была достигнута по состоянию на 1 января 2019 г. – 455 073 млрд долл. Максимальное его значение – 732 779 млрд долл. – фиксировалось на 1 июля 2014 г. Таким образом, чуть больше чем за 4 года объем долговых обязательств России уменьшился на 36%.

Сумма задолженности формируется из краткосрочных и долгосрочных долгов государства, банковского и частного сектора, касающихся:

  1. уплаты процентов по зарубежным кредитам и ценным бумагам;
  2. расходов на погашение ценных бумаг после истечения срока действия и возврат займов;
  3. гарантий по ссудам и кредитам от зарубежных финансово-кредитных учреждений, выдаваемых корпоративному сектору;
  4. обязательств по оплате импортных сделок;
  5. задолженности субъектов хозяйствования перед иностранными партнерами;
  6. международных обязательств Центрального банка и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *