Возражение на акт налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возражение на акт налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

Акт выездной налоговой проверки

В отличие от предыдущего документа, акт выездной налоговой проверки составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ). В противном случае итоговое решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства – ведь оно выносится уполномоченным лицом только после рассмотрения всех материалов, относящихся к проверке, в том числе самого акта (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения. Поэтому собственник бизнеса в любом случае должен быть информирован о предварительных выводах ИФНС и иметь возможность составить возражение, в котором выскажет свое видение ситуации.

При формулировании опровержений важно учесть все нюансы процесса вынесения итогового решения руководством ИФНС, а это под силу только экспертам.

Рассмотрение возражений на акт налоговой проверки

После того, как истечет срок для подачи возражений на акт проверки, руководитель инспекции в течение 10 рабочих дней обязан рассмотреть Ваши возражения вместе с материалами проверки и актом проверки. При этом лицо, в отношении которого проводилась проверка, вызывается в налоговый орган для рассмотрения возражений и материалов проверки.

При необходимости срок рассмотрения может быть продлен на один месяц и не более.

Руководитель налоговой изучает возражения на акт налоговой проверки и принимает решение, обоснованны возражения или нет.

Если налоговая придет к выводу, что возражения не обоснованы, тогда вынесет решение без учета таких возражений. В случае признания возражений обоснованными, налоговая учтет их и, исходя из этого, уже будет принимать решение либо освободить лицо от ответственности, либо провести дополнительные мероприятия, либо же привлечь к ответственности.

Оспаривание ответа ИФНС на возражение

Ответ налоговая на возражения, как правило, не дает, поскольку возражения оцениваются при рассмотрении материалов и, соответственно, должны быть отражены в решении налоговой.

Если налоговая приняла решение о привлечении лица к ответственности, тогда такое решение налоговой можно обжаловать.

Когда решение налоговой еще не вступило в силу, подается апелляционная жалоба в вышестоящую налоговую инспекцию через налоговую, решение которой обжалуется.

Решение, которое вступило в силу, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый органа в течение одного года.

Подача жалобы в вышестоящий орган является досудебной стадией обжалования решения налоговой. Не всегда такая досудебная стадия является обязательной.

Если досудебная стадия оспаривания решения налоговой не привела к желаемому результату, тогда оспаривать решение налоговой можно в судебном порядке в течение 3-х месяцев, когда вышестоящий орган принял решение или не принял в установленный законом срок.

Проверки налоговой навряд ли кого-то радуют. Адвокаты и юристы нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург оказывают услуги по сопровождению проверок налоговыми органами, по подготовке возражений, представлении интересов доверителей и обжалованию решений налоговых органов.

Часто можно встретить совет, что не стоит сразу выкладывать все «козыри», и если акт содержит в себе как формальные, так и материальные ошибки, то о формальных лучше умолчать и использовать их потом в суде. Якобы подобная тактика не дает налоговикам возможность подправить свои процессуальные ошибки, устроить дополнительные проверки и выявить еще большие нарушения.

С нашей точки зрения подобная тактика ничем не оправдана, поскольку:

  • копия акта выдается налогоплательщику, а значит сфальсифицировать его просто невозможно;
  • устроить дополнительные проверки налоговая может и после решения вышестоящего налогового органа или суда;
  • если у вас имеются серьезные нарушения в документации, то лучше вообще не вступать в противостояние с налоговой.
Читайте также:  Компенсация в 1С:ЗУП 3.1 за вредные условия труда

Поэтому хитрить и умалчивать о чем-либо при написании возражений не стоит. Следует написать обо всех нарушениях при составлении акта и о причинах своего несогласия с выводами контролеров.

Нет ни одного законодательного акта, который регламентировал бы форму возражений. Это значит, что при их составлении следует руководствоваться общими правилами написания жалоб и соображениями здравого смысла.

Основания несогласия с актом

Грамотно составленные возражения и обоснованные аргументы способствуют принятию решения об отмене или снижении санкций.Налогоплательщик может выразить несогласие с актом или его частью в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

Налогоплательщик не обязан подтверждать выдвинутые аргументы документами. В форме доказательств могут быть приложены восстановленные или полученные от контрагентов документы, подтверждающие сведения, указанные в возражениях.

Возражение на акт налоговой проверки – что это такое и когда применяется?

Возражение на акт налоговой проверки – это документ, с помощью составления и подачи которого организация может обжаловать действия сотрудников налоговой службы, осуществляемые ими в ходе проведения каких-либо проверок.

В рамках одной статьи все возможные нарушения, которые могут допустить налоговики в ходе проведения мероприятий по контролю деятельности предприятия, перечислить невозможно. Однако всех их можно разделить на две основные группы:

  • процессуальные нарушения – ошибки в проведении каких-либо мероприятий по проверки и контролю деятельности предприятия;
  • нарушения по материальному праву – неверное истолкование документации, принятие по внимание неполного или неверно учета предоставленных справок и отчетной и т.д.

Руководство организации вправе подавать возражение на результаты осуществленной налоговой проверки по любому основанию, которое касается вопросов:

  • ведения документации;
  • распределения и учета финансов;
  • ведения бухгалтерии;
  • уплаты налогов и т.д.

Если руководитель предприятия не согласен с результата проведенного налогового контроля по какому-либо из этих вопросов, то ему не можно, а нужно (с точки зрения справедливости, а не по законодательным нормам) подавать официальную жалобу на работы сотрудников в ФНС в виде описываемого в статье возражения.

Однако есть моменты, по которым подавать возражение бессмысленно или нецелесообразно. К таковым относятся вопросы, касающиеся:

  • несоблюдения сроков проведения налогового контроля (дата и время начала и окончания мероприятий по налоговой проверке);
  • неточностей, допущенных в ходе составления протоколов и других подотчетных документов по проведенного аудита;
  • мелкие процессуальные нарушения.

Никто не говорит о том, что на указанные выше нарушения можно закрыть глаза. Просто не стоит обращать на них внимания в ходе подачи первичного возражения на результаты налоговой проверки.

На начальном этапе разбирательств сообщение о подобных нарушениях не позволят получить какое-либо преимущество, а просто удлинят процесс (налоговикам придется заново провести проверку, однако ее результаты останутся прежними).

Лучше всего заявлять об описанных небольших нарушениях уже непосредственно в ходе судебного разбирательства. Посредством подобных действий организации удастся полностью отменить действие акта о результатах проведенного аудита, так как по факту подачи ходатайства о принятии во внимание допущенных нарушениях в ходе проверки, ее результаты будут признаны юридически недействительными.

Каким образом можно подать возражение?

Возражение на изданный акт налоговой проверки можно подать в ФНС тремя способами:

  • лично посетить отделение налоговой службы, сотрудники которого проводили проверку (передавать документ должен руководитель организации или должностное лицо, у которого имеются полномочия действовать от имени компании);
  • отправить жалобу по почте;
  • загрузить жалобу через сервисы официального интернет-ресурса Федеральной Налоговой Службы РФ (этот вариант доступен только тем организациям, руководитель или должностные лица которой имеют высокую квалифицированную электронную подпись).

В ходе составления и подачи возражения на подписанный акт налоговой проверки следует учесть отведенные на это сроки. На законодательном уровне регламентирован период в один календарный месяц с даты издания акта. Жалобу следует подавать в этот срок независимо от того, являлась ли проведенная проверка камеральной или выездной.

Читайте также:  Порядок расторжения брака через ЗАГС и суд

Используются следующие правила исчисления сроков обжалования:

1. Если акт был получен лично руководителем или должностным лицом предприятия, то началом отсчета сроков обжалования является день получения документа;

2. Если акт был получен по факсу или по электронной почте, то началом отсчета сроков обжалования документа является дата приема акта, указанная в квитанции.

3. Если акт был получен по почте, то началом отсчета сроков обжалования документа является наиболее ранняя из дат:

  • день получения отправленного налоговой службой заказного письма;
  • шестой день от даты отправки заказного письма налоговой службой.

Возражение подано, что дальше?

Далее должно последовать рассмотрение письменного возражения руководителем или заместителем руководителя налогового органа. На это отводится 10 дней с даты окончания срока на подачу возражений. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на месяц.

Обратите внимание! Отсчет ведется не от даты фактической подачи возражения налогоплательщиком, а именно от даты, когда истек срок на представление возражений.

Как известно, у субъекта есть право явиться на рассмотрение акта либо результата дополнительных мероприятий налогового контроля. Распространяется оно и на рассмотрение возражения. Для этого налогоплательщик должен быть уведомлен о том, где и когда будет рассматриваться его возражение. В ходе рассмотрения он вправе давать устные пояснения и представлять документы.

По итогам рассмотрения должно быть вынесено решение либо о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, либо от отказе в привлечении к ответственности.

Возражение на акт налоговой проверки состоит из двух частей — общей и содержательной. В общей части приводятся основные сведения о налогоплательщике — наименование, ИНН, КПП, адрес, и прочие реквизиты. Кроме того, в этой части следует указать дату начала и окончания проверки, а также наименование налогов, по которым она проводилась. В содержательной части целесообразно:

  • перечислить конкретные положения акта проверки, которые вызвали у налогоплательщика возражение;
  • обосновать эти возражения, сославшись на нормы Налогового кодекса и других законов, на разъяснения государственных органов и прочую официальную информацию;
  • привести сложившуюся по аналогичным делам арбитражную практику.

К письменному возражению налогоплательщик может приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность его мнения.

Время рассмотрения письма

Возражение рассматривается руководителем или его заместителем налоговой инспекции, проводимой аудит. Крайний срок окончания рассмотрения определён десятым днём после окончания срока представления возражения, а не от момента его получения от проверяемого налогоплательщика. На основании п.1 ст.101 НК РФ этот срок может быть продлён до 1-го месяца.

После рассмотрения выносится соответствующее решение. В зависимости от реального положения дел налоговики могут:

  • привлечь к ответственности одного или нескольких налоговых инспекторов за нарушение налогового законодательства;
  • подготовить отказ о привлечении к ответственности по причине непризнания совершённого правонарушения налоговыми сотрудниками (п.7 ст.101 НК РФ).

Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную. Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени. Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

Читайте также:  Снижаем налог на УСН до 1% «доход» и 5% «доход минус расход»

При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

Возражения на акт проверки: рекомендации по составлению

Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах — один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), — у налогоплательщика.
Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки.
К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.
Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.
То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Особенности проведения процедуры возражения

После проведения выездной или камеральной проверки налоговики подготавливают документ, который называется актом проверки. После его получения у вас есть время для ознакомления с результатами проверки. Проанализировав документ, вы можете согласиться со сделанными выводами или подать возражение. Впору не согласиться с результатами проверки, если вы считаете, что со стороны налоговой были нарушения:

  1. Процессуальные (по пункту 6-й статьи 100 НК РФ) – порядок проведения мероприятия не соответствовал положениям законодательства.
  2. Норм материального права (в соответствии с пунктом 5-й статьи 101 НК РФ) – неполный учет пакета документов или неправильное их толкование.

Все, что касается деятельности фирмы (документация, финансовые дела, бухгалтерия, налоговые взносы) обжаловать необходимо. Не стоит подавать возражение в следующих случаях:

  • несоответствие сроков проверки;
  • небольшие нарушения процесса проверки;
  • неточности в протоколе.

Эти ошибки налоговиков не стоит указывать в возражении, там нужно отметить только основные нарушения. Мелкие ошибки стоит приберечь до суда, где вы можете попробовать дискредитировать акт проверки.

На обжалование у компании есть определенный срок:

  • 10 дней со дня выдачи акта – при камеральной проверке;
  • 2 месяца – при выездной.

За это время нужно правильно написать возражение и направить его в налоговую. Отсчет срока для подачи начинается со дня, который следует за датой выдачи акта.

В каких случаях составляют возражение

Для восстановления нарушенных прав и отстаивания личной позиции налогоплательщика по предмету проверки законодатель предусмотрел такой правовой инструмент, как возражение. Получая от ИФНС документ о результатах проверки, вы вправе написать возражение на акт камеральной проверки, выразив тем самым свою позицию. Заметим, что законодатель представляет такое действие со стороны налогоплательщика правом, а не обязанностью.

Среди оснований возражения выделяют:

  • ошибки или неточности в документе ИФНС;
  • нарушение прав в ходе проведения проверки;
  • несогласие с изложенными ИФНС фактами, выводами, дополнениями по акту (п. 6.2 ст. 101, п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Игнорирование предоставления своего сообщения не лишает вас права обратиться в суд и там изложить свою позицию. Непредоставление возражения не указывает на согласие с позицией ИФНС. Такое положение подтверждается практикой: постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 по делу № А64-1496/08-22. Если возражения не предоставлены, вы можете попросить внести устные пояснения в протокол. Таким действием вы зафиксируете свою правовую позицию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *