Экспорт товаров в Казахстан глазами российских поставщиков — компания VVS

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспорт товаров в Казахстан глазами российских поставщиков — компания VVS». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

Учёт импортируемого товара из РК

Порядок представлен в табличке:

Операция Дебет Кредит
Цена товаров, которые импортируются из РК 42 61
Оплаченная импортируемая продукция 61 52
Налог начислен к оплате 20 69
Отдача выручки от продажи 63 90-2

Порядок подтверждения

Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.

Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.

Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

  • микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

  • электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

Читайте также:  С 2023 года минимальная пенсия в Москве вырастет до 23 313 рублей в месяц

3. Фотокатоды таких видов:

  • многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

  • GaAs либо GalnAs фотокатоды;

  • прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Место деятельности покупателя электронных услуг

КТО ПОКУПАТЕЛЬ УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ МЕСТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА ЕАЭС (ДОСТАТОЧНО ОДНОГО)
Организация
  • Организация действует на территории государства-члена на основе госрегистрации, за исключением случаев.
  • Услуги оказаны филиалу/представительству/постоянному представительству организации в этом государстве-члене, не являющемся местом госрегистрации организации, либо приобретены для такого филиала и др. и потреблены им.
  • Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (место управления) организации находится в этом государстве-члене, не являющемся местом госрегистрации организации, и здесь фактически происходит предпринимательская деятельность организации, а также потреблены услуги.
Физлицо, в т. ч. ИП
  • Место жительства (постоянного или преимущественного проживания) покупателя находится в этом государстве-члене.
  • Место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого покупатель оплачивает услуги, на территории этого государства-члена.
  • Сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в этом государстве-члене (относится к соответствующему адресному пространству).
  • Международный код страны телефонного номера, используемого покупателем для приобретения или оплаты услуг, присвоен этим государством-членом.

Отдельно оговорено, что место деятельности ИП-покупателя электронных услуг определяют по правилам для организаций, если это установлено нормативными актами государства-члена, в котором он зарегистрирован.

Если выходит, что место деятельности покупателя-физлица на территории более чем одного государства-члена, продавец определяет его исходя из одновременного соблюдения бОльшего числа указанных условий на территории государства-члена.

При одновременном соблюдении равного числа условий на территориях нескольких государств-членов продавец самостоятельно определяет место деятельности такого физлица – исходя из подходов для неограниченного круга покупателей электронных услуг.

Как обосновать правомерность нулевой ставки при экспорте

Комплект документов, которые помогут обосновать пересечение товаром национальных границ, зависит от страны контрагента. Если продажа товара осуществляется в страны-участницы таможенного союза — в Казахстан, Армению, Белоруссию или Киргизию — то действует льготный режим налогообложения и НДС при экспорте рассчитывается по ставке 0%. При торговле внутри ЕАЭС нужно предоставить следующие документы:

  • внешнеторговый контракт, подписанный сторонами;
  • транспортные и сопроводительные документы сделки;
  • таможенные документы на ввоз товара на территорию страны;
  • подтверждение импортером косвенных налоговых платежей.

Несколько советов экспортерам

Если вы собрали неполный комплект документов или нарушили сроки их подачи в налоговую службу, то для вас это может обернуться начислением пени или доначислением НДС до ставки 20% (или 10% в ряде случаев). Когда вы не можете обосновать в полной мере применение нулевой ставки, для налоговой службы такая операция будет рассматриваться как обычная сделка, по которой начисляется стандартный НДС без преференций. Ниже представлены две самые распространенные ситуации, которые могут возникнуть у неопытного экспортера.

Кейс 1: Покупка товара произошла в России на сумму 120 рублей, из которых налоговый платеж составляет 20%. Наценка для перепродажи составила 10%, то есть за границу товар продан за 110 рублей. Вовремя документы на возврат по экспортной сделке вы не подали, а сейчас нужно заплатить экспортный НДС. Как рассчитать, сколько НДС нужно вернуть налоговой при экспорте?

Ответ: Если вы не подтвердили факт экспортной операции в течение 180 дней после отгрузки, то обязаны заплатить 20% с суммы сделки. После сбора всех необходимых документов вы можете подать заявление к возмещению «входного» НДС.

Кейс 2: Вы не подали заявление на возмещение входного налога, но налоговая требует еще и оплатить сумму в размере 20% со всей сделки (товар+транспортировка), а не только по товару, который был куплен внутри страны.

Ответ: Возмещение входного налога — теперь дело добровольное. Выгоднее, конечно, возмещать. Но главное то, что в течение трех месяцев после отгрузки нужно подтвердить ставку 0%. Если вы в течении указанного срока не подтверждаете ее, то вы должны на сумму сделки при экспорте начислить НДС (т.е. 0% вы не подтвердили, значит, обязаны уплатить 20%) и в декларации по НДС в разделе 6 отразить эти сделки и НДС по ним.

Если вы сорвали сроки предоставления документов, то для возмещения входного налога можно их подать в следующем налоговом периоде. После того как перечень документов будет рассмотрен, налоговая начнет камеральную проверку. Но важно понимать, что этот процесс начнется со следующего квартала и может протекать в течение 180 дней.

В первом случае вопрос касается ситуации, когда документы не поданы вовремя, а во втором случае экспортеру непонятно, почему налог взимается не за товар, а за всю сделку. Когда организация никогда не сталкивалась ранее с экспортом в своей деятельности, многие моменты могут быть в новинку, и это касается не только вопросов налогообложения.

Поэтому мы рекомендуем привлекать профильных специалистов, которые сориентируют вас в необходимых вопросах и помогут избежать дополнительных затрат фирмы.

Что еще необходимо сделать при экспорте товаров в РФ?

Отгрузку товаров в страны ЕАЭС (в т.ч. в РФ) необходимо будет отразить в декларации по НДС (ф.300.00). Сделать это нужно несмотря на то, что экспорт облагается по нулевой ставке –это не освобождает от обязанности по сдаче декларации по НДС.

Отражается экспорт в строке 300.00.002, а также заполняется приложение 300.01 за соответствующий налоговый период (квартал).

Также обратите внимание, что если контракт на экспорт товаров заключен на сумму свыше 50 000 долларов США (или на эту же сумму в эквиваленте в тенге или рублях), необходимо зарегистрировать его в своем обслуживающем банке. Процедура прохождения валютного контроля в этом случае обязательна. Порядок ее прохождения подскажет менеджер обслуживающего банка.

Также в департамент статистики нужно будет сдать отчет по форме 1-ТС «Отчет о взаимной торговле товарами c государствами — членами Евразийского экономического союза».

Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

Таким образом, при экспорте товара из Казахстана в Россию казахстанскому поставщику нужно:

  • оформить ф.328.00 и получить от покупателя отметку налоговой (ФНС РФ, если речь о поставках в Россию);

  • выписать ЭСФ со ставкой НДС 0% (в тенге или в валюте);

  • если товар входит в Перечень изъятий, ЭСФ дополнительно распечатывается и заверяется в казахстанской налоговой;

  • выписать СНТ;

  • сдать в Бюро национальной статистики отчет по ф.1-ТС;

  • сдать в Нацбанк отчеты по форме 1-ПБ и 10-ПБ;

  • отразить экспорт в ф.300.00.

Плательщики НДС по импортируемым товарам

Все организации и ИП (даже применяющие спецрежим или освобожденные от НДС), импортирующие товары из стран ЕАЭС, в том числе Казахстана, должны уплатить НДС согласно п. 13 приложения 18 к Договору о ЕАЭС и ст. 346.1, ст. 346.11, ст. 346.26, ст. 145 НК РФ.

Не являются плательщиками НДС при импорте из Казахстана лица, которые приобрели товары для личного пользования и не связанны с предпринимательской деятельностью согласно п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза, нужно руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе и приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России О. Цибизова

Пример отражения суммы НДС

В августе ООО «Альфа и омега» импортировало в РФ из Республики Казахстан товар для дальнейшей перепродажи. Стоимость по договору поставки – 500000 руб. Сумма НДС, которую ООО «Альфа и омега» уплатила в российский бюджет, составила:

500000 руб. * 18% = 90000 руб.

В учете ООО «Альфа и омега» операции отражены следующими проводками:

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
отражена стоимость товара 41 60 500000
произведена оплата товара 60 51 500000
начислен НДС к уплате 19 68 субсчет «Расчеты по НДС» 90000
уплачен НДС 68 субсчет «Расчеты по НДС» 51 90000

Как подтвердить льготу по НДС при импорте

По общему правилу документы, которые подтверждают право на освобождение от НДС при импорте, должны быть у импортера на момент подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Заплатить НДС импортер должен в периоде между регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров для внутреннего потребления (п. 1, 9 ст. 136 ТК ЕАЭС). Поэтому если на дату подачи таможенной декларации у импортера нет необходимых документов, начислить налог придется на общих основаниях. Иначе таможня не пропустит ввезенные товары.

Даже если импортер соберет эти документы после выпуска товаров, НДС, перечисленный в бюджет, ему не вернут. Эту сумму не признают излишне уплаченной в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС (письмо Минфина от 20.02.2020 № 03-07-15/12749).

Ставка НДС при импорте товаров в 2021 году

В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 20 процентов (п. 5 ст. 164 НК). НДС начисляйте в рублях с копейками (п. 30 Инструкции, утв. приказом ГТК от 07.02.2001 № 131).

При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК).

Для расчета НДС применяйте налоговую ставку, которая действует на дату регистрации таможенной декларации (п. 1 ст. 53 ТК ЕАЭС). Такой порядок применяется и при предварительном декларировании товаров.

Нулевая ставка НДС применяется и при переработке товаров, ввезенных в Россию для последующего вывоза изготовленной из них продукции. Условия – ввезенный товар помещен под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а у переработчика или декларанта есть соответствующее разрешение от таможни (п. 1 ст. 163 ТК ЕАЭС, ст. 128 Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

Применять нулевую налоговую ставку вправе:

  • переработчик товаров;
  • организация, привлеченная в качестве переработчика организацией, у которой есть разрешение от таможни.

Организация, привлеченная в качестве переработчика, должна быть указана в разрешении от таможни (подп. 2.6 пункта 1 ст. 164 НК). Аналогичные разъяснения – в письме Минфина от 26.06.2020 № 03-07-08/55204.

Изменения в законодательстве ЕАЭС

ТКЕАЭС вступил в силу 01.01.2018. Новый документ призывает обеспечить единое таможенное регулирование на территории ЕАЭС, создание приемлемых условий для участников внешнеэкономической деятельности, а также упрощение прохождения таможенных формальностей.

Основные изменения:

  • предоставление возможности участникам воспользоваться отсрочкой оплаты ввозных таможенных пошлин (срок – не более 30 дней);
  • предъявление декларации на продукцию без документации, которая подтверждает заявленные сведения;
  • усовершенствование института уполномоченного экономического оператора;
  • предоставление возможности внесения дополнений в декларацию на продукцию.

Более подробно с изменениями можно ознакомиться по ссылке.

Ocoбeннocти пepeдaчи тoвapoв юpидичecким лицoм cтpyктypнoмy пoдpaздeлeнию в Кaзaxcтaнe

Пepeмeщeниe тoвapoв в гpaницax TC нe вceгдa cвязaнo c иx peaлизaциeй нaлoгoплaтeльщикaми гocyдapcтв – yчacтникoв TC.
Нaглядным пpимepoм мoжeт пocлyжить пepeмeщeниe тoвapoв мeждy гocyдapcтвaми – yчacтникaми TC в cвязи c пepeдaчeй тoвapoв юpидичecким лицoм, peзидeнтoм гocyдapcтвa – yчacтникa TC, cвoeмy кaзaxcтaнcкoмy филиaлy в цeляx иx дaльнeйшeй peaлизaции пoтpeбитeлям нa тeppитopии Pecпyблики Кaзaxcтaн.
Пpи тaкoм пepeмeщeнии oтcyтcтвyeт фaкт peaлизaции, кoтopый пpeдпoлaгaeт coвepшeниe cдeлки, peзyльтaт кoтopoй – пepeдaчa пpaв coбcтвeннocти нa тoвapы, a НДC – этo нaлoг c oбopoтa.
Филиaл opгaнизaции, в тoм чиcлe нepeзидeнтa, – нe юpидичecкoe лицo (cт. 43 Гpaждaнcкoгo кoдeкca PК). Oн пpeдcтaвляeтcя coбoй xoть и oбocoблeннoe, нo вce жe cтpyктypнoe пoдpaздeлeниe, кoтopoe ocyщecтвляeт пpeдcтaвлeниe и зaщитy интepecoв coздaвшeгo филиaл юpидичecкoгo лицa, coвepшaя cдeлки и иныe пpaвoвыe дeйcтвия, влeкyщиe юpидичecкиe пocлeдcтвия для caмoгo юpидичecкoгo лицa.
Филиaл нe являeтcя coбcтвeнникoм yчитывaeмoгo нa eгo бaлaнce имyщecтвa, пepeдaннoгo eмy юpидичecким лицoм для выпoлнeния чacти или вcex eгo фyнкций, в тoм чиcлe в пpoцecce кoммepчecкoй дeятeльнocти.
Taким oбpaзoм, пpи пepeмeщeнии тoвapoв oт юpидичecкoгo лицa, peзидeнтa гocyдapcтвa – yчacтникa TC, eгo кaзaxcтaнcкoмy филиaлy нe пpoиcxoдит peaлизaции тoвapoв. Иx coбcтвeнникoм ocтaeтcя opгaнизaция-нepeзидeнт, coздaвшaя нa тeppитopии Кaзaxcтaнa oбocoблeннoe пoдpaздeлeниe.
Cлeдoвaтeльнo, ecли иcxoдить из oпpeдeлeний Coглaшeния и зaкoнoдaтeльcтвa Pecпyблики Кaзaxcтaн, тaкoe пepeмeщeниe тoвapoв в oтcyтcтвиe иx peaлизaции нe мoжeт пpизнaвaтьcя экcпopтoм тoвapoв в цeляx пpимeнeния нyлeвoй cтaвки НДC.
B тo жe вpeмя, пocкoлькy cлeдcтвиeм пepeмeщeния тoвapoв мeждy юpидичecким лицoм и eгo филиaлoм являeтcя иx ввoз нa тeppитopию Кaзaxcтaнa, в цeляx взимaния НДC тaкaя oпepaция пpизнaeтcя импopтoм тoвapoв. C yчeтoм этoгo юpидичe-cкoe лицo, пepeдaющee тoвapы cвoeмy кaзaxcтaнcкoмy филиaлy (в cooтвeтcтвии co cт. 276-2 НК PК – плaтeльщикy НДC), пpи ввoзe тoвapoв нa тeppитopию Кaзaxcтaнa дoлжнo иcчиcлить и yплaтить НДC в бюджeт PК. Taкaя oбязaннocть cлeдyeт из пyнктa 1 cтaтьи 2 Пpoтoкoлa o пopядкe взимaния кocвeнныx нaлoгoв и мexaнизмe кoнтpoля зa иx yплaтoй пpи экcпopтe и импopтe тoвapoв в Taмoжeннoм coюзe (дaлee – Пpoтoкoл) и пyнктa 1 cтaтьи 276-1 НК PК.
Нe иcключeнo тaкжe, чтo нa ocнoвaнии пoлoжeний пyнктa 3 cтaтьи 1 Пpoтoкoлa пo иcтeчeнии 180 днeй c мoмeнтa oтгpyзки тoвapoв нaлoгoплaтeльщикy, нe пpeдcтaвившeмy дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe экcпopт тoвapoв, нaлoгoвый opгaн мoжeт пpeдъявить тpeбoвaния oб иcчиcлeнии и yплaтe НДC в бюджeт гocyдapcтвa – yчacтникa TC, peзидeнтoм кoтopoгo oн являeтcя. Ocнoвaниeм для этoгo мoжeт cтaть oтcyтcтвиe инoгo пopядкa взимaния (ocвoбoждeния oт yплaты) НДC пpи вывoзe тoвapoв, нe cвязaннoм c иx peaлизaциeй.
B тaкoй cитyaции нepeзидeнт, пepeмeщaющий тoвapы c тeppитopии cвoeгo гocyдapcтвa – yчacтникa TC в aдpec cвoeгo кaзaxcтaнcкoгo филиaлa, вынyждeн бyдeт двaжды yплaтить НДC в oтcyтcтвиe peaлизaции тoвapoв нa eдинoй тaмoжeннoй тeppитopии.
Кpoмe тoгo, coглacнo тpeбoвaниям Пpoтoкoлa и нaлoгoвoгo зaкoнoдaтeльcтвa PК нaлoгoплaтeльщик-нepeзидeнт oбязaн пpeдcтaвить в кaзaxcтaнcкий нaлoгoвый opгaн пo мecтy нaxoждeния cвoeгo филиaлa дeклapaцию ycтaнoвлeннoй фopмы и дoкyмeнты, в тoм чиcлe являющиecя ocнoвaниeм и пoдтвepждeниeм пepeмeщeния тoвapoв нa тeppитopию PК.
Oднaкo нaдлeжaщим oбpaзoм иcпoлнить пepeчиcлeнныe нaлoгoвыe oбязaтeльcтвa, в тoм чиcлe cвязaнныe c иcчиcлeниeм и yплaтoй НДC пpи импopтe тoвapoв и cдaчeй нaлoгoвoй oтчeтнocти, пpи пepeдaчe тoвapoв нaлoгoплaтeльщикoм-нepeзидeнтoм cвoeмy кaзaxcтaнcкoмy филиaлy, пo нaшeмy мнeнию, бyдeт cлoжнo пo cлeдyющим пpичинaм.
Ни зaкoнoдaтeльcтвo TC, ни нaциoнaльнoe зaкoнoдaтeльcтвo Кaзaxcтaнa нe oпpeдeляют пopядoк иcпoлнeния тaкиx нaлoгoвыx oбязaтeльcтв в cлyчae, ecли пepeмeщeниe тoвapoв пpoиcxoдит нe в cвязи c иx peaлизaциeй.
Taк, в cooтвeтcтвии co cтaтьeй 2 Пpoтoкoлa и cтaтьeй 276-8 НК PК для цeлeй yплaты НДC пpи импopтe тoвapoв нaлoгoвaя бaзa oпpeдeляeтcя нa ocнoвe cтoимocти пpиoбpeтeнныx тoвapoв, кaкoвoй являeтcя цeнa cдeлки, пoдлeжaщaя yплaтe пocтaвщикy coглacнo ycлoвиям дoгoвopa. Oднaкo пepeдaчa тoвapa юpидичecким лицoм cвoeмy филиaлy – этo пepeмeщeниe тoвapa внyтpи oднoгo юpидичecкoгo лицa, бeз измeнeния coбcтвeнникa, и oнo нe мoжeт быть oфopмлeнo cдeлкoй peaлизaции тoвapa мeждy юpидичecким лицoм и пpeдcтaвляющим eгo интepecы cтpyктypным пoдpaздeлeниeм, xoтя и pacпoлoжeннoм в дpyгoм гocyдapcтвe – yчacтникe TC.
Cooтвeтcтвeннo, и мeтoдикa oпpeдeлeния paзмepa oблaгaeмoгo импopтa тoвapoв нa ocнoвe цeны cдeлки, тo ecть нa ocнoвaнии дoгoвopa (кoнтpaктa), кoтopый мoжeт быть зaключeн тoлькo мeждy caмocтoятeльными cyбъeктaми гpaждaнcкo-пpaвoвыx oтнoшeний, нe мoжeт быть пpимeнeнa в cлyчae ввoзa тoвapoв в Кaзaxcтaн юpидичecким лицoм для cвoeгo cтpyктypнoгo пoдpaздeлeния.
Кpoмe тoгo, пpи импopтe тoвapoв в Кaзaxcтaн c тeppитopии гocyдapcтв – члeнoв TC нaлoгoплaтeльщик oбязaн пpeдcтaвить в нaлoгoвый opгaн пo мecтy cвoeгo нaxoждeния дeклapaцию пo кocвeнным нaлoгaм пo импopтиpoвaнным тoвapaм. Oднoвpeмeннo c этoй дeклapaциeй в нaлoгoвый opгaн пpeдcтaвляeтcя cтpoгo oпpeдeлeнный пepeчeнь дoкyмeнтoв.

Читайте также:  Как работает программа переселения в Россию из Казахстана в 2023 году

ДOКУMEНTЫ, ПPEДCTABЛЯEMЫE ПPИ ИMПOPTE
Oднoвpeмeннo c дeклapaциeй пo НДC пpи импopтe тoвapoв в нaлoгoвый opгaн пpeдcтaвляют в тoм чиcлe:
— зaявлeниe o ввoзe тoвapoв и yплaтe кocвeнныx нaлoгoв,
— cчeтa-фaктypы, oфopмлeнныe пpи oтгpyзкe тoвapoв в cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм гocyдapcтвa – члeнa TC, в cлyчae, ecли иx выcтaвлeниe (выпиcкa) пpeдycмoтpeнo зaкoнoдaтeльcтвoм гocyдapcтвa – члeнa TC,
— дoгoвop (кoнтpaкт), нa ocнoвaнии кoтopoгo пpиoбpeтeны тoвapы, импopтиpoвaнныe нa тeppитopию PК.

Cpeди дoкyмeнтoв ecть зaявлeниe o ввoзe тoвapoв и yплaтe кocвeнныx нaлoгoв. Eгo фopмa yтвepждeнa Нaлoгoвым кoмитeтoм Mинфинa Pecпyблики Кaзaxcтaн и пpeдycмaтpивaeт, чтo пoкyпaтeль oтpaжaeт cвeдeния o пpoдaвцe и пoкyпaтeлe импopтиpyeмыx тoвapoв, cyщecтвeнныx ycлoвияx cocтoявшeйcя мeждy ними cдeлки, в тoм чиcлe цeнy тoвapoв, coглacнo дoгoвopy o peaлизaции. Эти cвeдeния дoлжны дoкyмeнтaльнo пoдтвepждaтьcя пpeдcтaвляeмыми oднoвpeмeннo c зaявлeниeм дoкyмeнтaми, включaя дoгoвop, нa ocнoвaнии кoтopoгo пpиoбpeтeны импopтиpyeмыe в PК тoвapы.
Oднaкo, кaк yжe oтмeчaлocь, ocнoвaниeм для пepeмeщeния тoвapoв внyтpи oднoгo юpидичecкoгo лицa нe мoжeт cлyжить дoгoвop o peaлизaции, кaк и нe мoгyт быть выcтaвлeны cчeтa-фaктypы юpидичecким лицoм cвoeмy филиaлy. Нo в oтcyтcтвиe тaкиx дoкyмeнтoв нe мoгyт быть нaдлeжaщим oбpaзoм зaпoлнeны cooтвeтcтвyющиe гpaфы зaявлeния o ввoзe тoвapoв и yплaтe кocвeнныx нaлoгoв, пpeдcтaвлeниe кoтopoгo пpи импopтe тoвapoв нa тeppитopию PК oбязaтeльнo. И нa пpaктикe кaзaxcтaнcкиe нaлoгoвыe opгaны oткaзывaютcя пpинимaть нeзaпoлнeнныe зaявлeния бeз пpeдcтaвлeния дoгoвopa (кoнтpaктa), нa ocнoвaнии кoтopoгo были пpиoбpeтeны импopтиpyeмыe тoвapы.
B cвoю oчepeдь, нaлoгoплaтeльщики-нepeзидeнты, ocyщecтвляющиe cвoю дeятeльнocть нa тeppитopии Кaзaxcтaнa чepeз филиaл, в oтcyтcтвиe чeткoгo пpaвoвoгo peгyлиpoвaния пopядкa взимaния НДC и пoдaчи нaлoгoвoй oтчeтнocти пpи пepeмeщeнии тoвapa мeждy cтpyктypными пoдpaздeлeниями oднoгo юpидичecкoгo лицa, нo c пepeceчeниeм гpaницы гocyдapcтв – yчacтникoв TC, вынyждeн иcкaть вapиaнты yдoвлeтвopeния тpeбoвaний нaлoгoвыx opгaнoв.
Кaк этo ни пapaдoкcaльнo c пpaвoвoй тoчки зpeния, в цeляx зaпoлнeния зaявлeния и пpeдcтaвлeния пoлнoгo пaкeтa дoкyмeнтoв, пpeдycмoтpeннoгo зaкoнoдaтeльcтвoм TC и нaциoнaльным зaкoнoдaтeльcтвoм Кaзaxcтaнa, нa пpaктикe вcтpeчaютcя cлyчaи, кoгдa ввoз тoвapoв нa тeppитopию Кaзaxcтaнa oфopмляeтcя дoгoвopoм мeждy юpидичecким лицoм и eгo кaзaxcтaнcким филиaлoм.

Необходимо ли истребовать у резидента Казахстана для подтверждения отсутствия объекта обложения НДС в РФ сертификат резидентства? Какие требования предъявляются к этим документам?

Компания, резидент РФ, оказывает услуги по размещению рекламы на территории РФ резиденту Казахстана. Резидентом Казахстана представлены копии Свидетельства налогоплательщика Казахстана и Свидетельства о государственной регистрации юридического лица на территории Казахстана. Согласно пп. 1 п. 1 ст.

146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Какими документами необходимо подтвердить фактическое отсутствие покупателя на территории РФ? Достаточно ли представления копий Свидетельства налогоплательщика Республики Казахстан и Свидетельства о государственной регистрации юридического лица на территории Казахстана для того, чтобы подтвердить, что местом осуществления деятельности покупателя является территория Казахстана? Если нет, то какие еще документы необходимо запросить у резидента Казахстана? Какие требования предъявляются к этим документам? Необходимо ли истребовать у резидента Казахстана для подтверждения отсутствия объекта обложения НДС в РФ сертификат резидентства? Какие требования предъявляются к этим документам?

  • По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
  • Документы, свидетельствующие о том, что заказчик рекламных услуг является резидентом Республики Казахстан и фактически отсутствует на территории РФ, не относятся к документам, подтверждающим место оказания рекламных услуг в целях исчисления НДС.
  • Заказчику не требуется представлять исполнителю для указанных целей сертификат резидентства.
  • Обоснование позиции:

В настоящее время территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

При осуществлении сделок между налогоплательщиками государств — членов таможенного союза внутри таможенного союза необходимо руководствоваться, в частности:

  • Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.);
  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.) (далее — Протокол).

Как правильно исчислить НДС при оказании Международных транспортных услуг в рамках ЕАЭС

Если транспортные услуги оказаны налогоплательщиком Республики Беларусь, то НДС следует исчислять в Республике Беларусь

Как известно, объектами обложения НДС /*/ признают обороты по реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК). То есть если местом реализации транспортных услуг признают территорию Республики Беларусь, то при их реализации возникает объект обложения НДС.

* Информация об ошибках, выявленных при определении объекта обложения НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Во взаимоотношениях с резидентами ЕАЭС место реализации работ и услуг устанавливают на основании положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее – Протокол).

Место реализации транспортных услуг определяют на основании места регистрации в качестве налогоплательщика организации, оказывающей эти услуги (подп. 5 п. 29 Протокола).

Пример 1. Оказаны услуги по перевозке

Белорусская организация по заказу резидента Казахстана оказала услуги по перевозке грузов /*/ с территории Республики Беларусь на территорию Казахстана с проездом по территории России. Местом реализации транспортных услуг признают территорию Республики Беларусь несмотря на то, что фактически услуга была оказана на территории Беларуси, России и Казахстана.

  • * Информация о том, как применить нулевую ставку НДС при перевозке грузов, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
  • Таким образом, если транспортные услуги оказаны налогоплательщиком Республики Беларусь, то:
  • – местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь независимо от фактического места их оказания;
  • – исчислять НДС следует в Республике Беларусь.
  • По каким транспортным услугам можно применить нулевую ставку НДС

Обороты по реализации экспортируемых транспортных услуг облагают НДС по нулевой ставке (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).

К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относят услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.

Выставление экспортного СФ в валюте (ставка НДС 0%)

Несмотря на то, что российский счет-фактура не требуется иностранному покупателю и право собственности на продукцию еще не перешло, организация обязана составить СФ на экспортную реализацию по общим правилам не позднее 5-ти дней с даты отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 17 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Допускается оформлять не только СФ, но и УПД (Письмо ФНС РФ от 06.07.2016 N ЕД-4-15/12070).

Счет-фактура на отгруженные экспортные товары выписывается по кнопке Выписать счет-фактуру в нижней части документа Реализация (акт, накладная).

Документ Счет-фактура выданный автоматически заполняется данными из документа Реализация (акт, накладная). Код вида операции – «01» Реализация товаров, работ, услуг…».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *