Статья 12.22 Нарушение правил учебной езды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.22 Нарушение правил учебной езды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае допущения нарушения учебной езды (любого пункта из числа указанных в гл. 21 ПДД) виновное лицо несет административную ответственность, предусмотренную КоАП России. При этом ответственным, согласно ст. 12.22 КоАП, будет водитель, который обучает езде, то есть инструктор.

Комментарии к ст. 12.22 КОАП РФ

1. Объектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. С объективной стороны правонарушение выражается в нарушении правил учебной езды. Эти нарушения сформулированы в п. 21 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

Первоначальное обучение вождению должно проводиться на закрытых площадках или автодромах, учебная езда на дорогах разрешается только при наличии первоначальных навыков управления и знания обучаемых Правил дорожного движения. Установлен категорический запрет на учебную езду на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке. Обучающий вождению должен иметь при себе документ на право обучения, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть обозначено опознавательными знаками, оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза (см. п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители, обучающие вождению транспортного средства.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Каков штраф за учебную езду, кто его платит

Штраф за учебную езду с нарушениями зависит от тяжести последствий и может быть как относительно небольшим, 500 руб. (или вообще заменен на предупреждение), так и довольно значительным.

В частности, такое нарушение правил учебной езды, как движение по автомагистрали (запрещено п. 16.1 ПДД), карается штрафом в 1 000 руб. согласно п. 2 ст. 12.11 КоАП.

Также учебная езда, в соответствии с п. 17.2 ПДД, под запретом в жилых зонах. Штраф за это нарушение, согласно п. 1 ст. 12.28 КоАП, составляет 1 500 руб. Если же нарушить это правило в Санкт-Петербурге или Москве, санкция, согласно п. 2, накладывается в двойном размере, т. е. заплатить придется 3 000 руб.

Кроме того, муниципалитеты могут вводить на своей подконтрольной территории ряд ограничений для передвижения учебных автомобилей.

***

Итак, нарушение правил учебной езды чревато серьезными последствиями, вплоть до создания опасных аварийных ситуаций. Чтобы уменьшить риски для водителей других авто и ученика с инструктором, разработаны спецправила. За их нарушение предусмотрена административная ответственность, причем за нарушение более одного правила дорожного движения во время учебной езды возможно наложение сразу нескольких санкций. Ответственность в абсолютном большинстве случаев несет инструктор.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Штрафы ГИБДД, лишение прав».

Источники:

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090

Ответственность при ДТП во время обучения вождению

Вопрос об ответственности автоинструктора или ученика при обучении вождению муссируется в прессе и сетевых публикациях не один год, причем даже сами сотрудники ГИБДД подходят к проблеме предельно осторожно, хотя в Правилах Дорожного Движения четко прописано, что к водителю при обучении приравнивается именно обучающий вождению, а не ученик. Традиционно для нашей страны проблему ответственности за ДТП нужно рассматривать с правовой точки зрения, но это отнюдь не исключает реальных конфликтных ситуаций между учеником и частным автоинструктором или учеником и автошколой в лице инструктора по вождению.

Читайте также:  Ветеран труда федерального значения сумма выплаты с 2023 года

В основе этих коллизий может лежать, «с маху» подписанный договор или его отсутствие (в большинстве случаев) на обучение вождению, так и банальная наглость частного инструктора по вождению или автошколы. В целом все конфликты можно условно разделить на случаи, когда:

Обучение вождению на оборудованном для этих целей автомобиле автошколы или частного автоинструктора.
Если уроки вождения проводятся на специально оборудованном для этих целей автомобиле автошколы или имеющего лицензию на обучение вождению частного автоинструктора, то вся ответственность за ДТП и материально-техническое состояние участвующих в ДТП автомобилей лежит на автоинструкторе (в случае определенной ГИБДД вины обучающей машины). Автошколы и часто стараются обезопасить себя от материальных потерь или административной/уголовной ответственности, предлагая ученикам подписать договор на обучение вождению, в котором указано, что правовую ответственность за ДТП ученик берет на себя.

Однако такой договор выходит за рамки правового поля, определяемого Гражданским Кодексом и ПДД и может быть аннулирован в судебном порядке. Хотя следует признать, что такие тяжбы в России продолжительны, затратные по средствам и без помощи квалифицированного адвоката с большой вероятностью могут завершиться в пользу автошколы или имеющего связи финансово достаточного частного инструктора по вождению. Обезопасить себя полностью от возможности быть привлеченным к административной или уголовной ответственности можно только, скрупулезно тщательно прочитывая и анализируя подписываемые документы.

Обучение вождению автоинструктором-частником или автоинструктором автошколы на автомобиле ученика.
Личный автомобиль практически всегда не оборудован для обучения вождению и поэтому выезжать на нем на ученик может исключительно в случае, если у него уже есть водительское удостоверение вне зависимости от того, присутствует в салоне автоинструктор или нет. В случае аварии полную ответственность за ДТП и материально техническое состояние, как личной машины, так и автомобилей, участвующих в ДТП, несет ученик (в случае определения его вины сотрудниками ГИБДД). Причем любые договора об ответственности за ДТП обучающего автоинструктора ни один суд не примет во внимание, поскольку инструктор по вождению при совершении ДТП на необорудованном автомобиле не имеет никакой реальной возможности повлиять на ситуацию, а сам договор, как таковой не формализован ни в одном из российских нормативных актов.

Другой комментарий к статье 12.22 КоАП РФ

1. Учебная езда предполагает управление транспортным средством лицом, не имеющим соответствующего права, а также достаточных знаний и навыков, позволяющих минимизировать риск возникновения опасности в процессе дорожного движения. Объектом правонарушения в данном случае выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

Объективная сторона характеризуется нарушением нормативно установленных правил учебной езды.

2. Субъектом рассматриваемого деяния выступает профессиональный водитель, который наряду с правом управления транспортным средством обладает и правом проведения обучения управлению транспортным средством. С точки зрения субъективной стороны данное деяние может быть совершено исключительно умышленно, причем в большинстве случаев речь идет о прямом умысле.

Какая должна быть скорость движения

Раздел 10 ПДД регламентирует режимы скорости, которых должны придерживаться все водители транспортных средств.

В отношении учебной езды каких-либо исключений из общего правила не предусмотрено, а это значит, что инструктор обязан проследить, чтобы ученик:

  • двигался со скоростью не свыше 60 км/ч в населенном пункте и не более 90 км/ч вне населенных пунктов (если отсутствуют знаки, предписывающие иной скоростной режим);
  • не превышал максимальную скорость, предусмотренную технической характеристикой транспортного средства;
  • не тормозил резко (кроме случаев, когда резкое торможение необходимо для предотвращения ДТП);
  • не двигался со слишком малой скоростью, тем самым создавая необоснованные помехи для других ТС;
  • вел транспортное средство с такой скоростью, которая позволила бы вовремя реагировать на изменение дорожной обстановки;
  • при выборе скорости учитывал дорожные и метеорологические условия, видимость и другие факторы.

Какие существуют требования к учебному автомобилю?

  • Автомобиль, на котором производится обучение, обязательно должен быть оснащен специальным знаком «учебный автомобиль». Такой знак обычно устанавливают на крышу автомобиля, что выделяет машину из общего потока.
  • Установка автомобильного оборудования должна производиться по требованиям ГОСТ Р 55887 — 2013.
  • Инструктор должен иметь дублирующие педали — это позволит сделать вождение безопасным.
  • Обязательно наличие видеорегистратора.
  • В ТС должно быть установлено зеркало заднего вида.
  • Кроме инструктора и ученика, в автомобиле не должны находиться посторонние лица.
  • Во время начала и завершения занятия инструктор обязан заполнять путевой лист.
Читайте также:  Единое пособие для семей с детьми 2023: что разъяснить работникам

«Управление транспортным средством» в разъяснениях Верховного Суда РФ

В июне 2021 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию «управление транспортным средством», указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:

«При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством».

Можно ли въезжать во двор на экзамене?

В данном разделе речь идет не только про дворы, но и про автомагистрали, дороги для автомобилей и жилые зоны. Однако самым распространенным объектом являются именно дворовые территории, которые встречаются в каждом населенном пункте.

На экзамене возможны 2 варианта:

  • Вы хотите въехать во двор по собственной инициативе. Например, для выполнения разворота с использованием прилегающей территории. В этом случае от маневра лучше отказаться и найти другое место, которое не будет спорным.
  • Экзаменатор предлагает Вам въехать во двор или в жилую зону. В этом случае нужно сказать экзаменатору о том, что пункт 17.4 запрещает учебную езду во дворах. Ну а дальше следует действовать в зависимости от его реакции.

Тема 10. Скорость движения

О скорости можно говорить бесконечно, особенно в нашей стране. Это еще в XIX веке подчеркнул великий классик русской литературы Н.В. Гоголь. Самой знаменитой цитатой из «Мертвых душ» «И какой же русский не любит быстрой езды?» многие водители оправдывают свои лихачества на дороге. Однако не стоит забывать и о безопасности.

На картинке слева изображен остановочный путь автомобиля с момента, когда водитель увидел перед собой какую-то опасность. Он состоит из нескольких слагаемых.

Во-первых, это путь за время реакции водителя. Это у Чернышевского было несколько месяцев чтобы написать целый роман «Что делать?», а у водителя, который должен принять решение в считанные доли секунды, время весьма ограничено.

Время реакции водителя – это время с момента обнаружения опасности до принятия решения, т.е. это мыслительный процесс. У одного он протекает достаточно быстро, у другого, особенно в понедельник, помедленнее.

Допустим, водитель принял решение, что нужно остановиться. Что он делает для этого? Естественно, начинает давить на тормоз.

Это только кажется, что водитель нажал на тормоз, и машина мгновенно остановилась. На самом деле процесс не такой уж и молниеносный. Во-первых, на само нажатие педали тормоза водитель тратит некоторое время. Пусть это будут доли секунды, но в этот момент автомобиль успевает проехать еще какое-то расстояние. Затем начинает срабатывать система.

Если рассказывать в двух словах принцип работы автомобильного гидравлического тормоза, то при нажатии на педаль нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра создает давление на гидравлическую жидкость в цилиндре, и она по трубопроводам направляется в тормозные суппорты – устройства, которые прижимают тормозные колодки к диску (или барабану) во время торможения машины.

Таким образом остановочный путь – это время с момента обнаружения опасности до полной остановки

.

Он состоит из времени на реакцию водителя, времени на срабатывание тормозной системы и непосредственно тормозного пути, т.е. времени с момента срабатывания тормозов до полной остановки автомобиля.

Можно ли учиться вождению самому, не выезжая на дорогу

Единственный случай, когда можно обучаться вождению без автоинструктора — это управление машиной на закрытой площадке или автодроме. В городе, единственный, кто имеет разрешение на управление автомобилем без инструктора — это человек, получивший водительские права.

Это допущение существует благодаря 21.1 и 21.2 пунктам ПДД. Согласно требованиям в первом, обучаться первоначальным навыкам вождения можно на автодроме. Во втором указывается, что без обучающего вождению нельзя заниматься учебной ездой в городе.

Несмотря на совокупность требований в этих пунктах, не являясь учеником автошколы, вы с небольшой вероятностью сможете обучаться самостоятельно. Такая возможность — это редкость, так как в основное время работы автодромов, они заняты автопарками автошкол. Также столкнувшись с сотрудниками ГИБДД, у вас может возникнуть недопонимание и вы получите штраф за вождение без прав.

Читайте также:  Как правильно оформить декретный отпуск

Лучше не экспериментировать и учиться на занятиях в автошколе. Так вы не нарушите требования ПДД и получите навык управления машиной под надзором профессионалов.

Обучить водительским навыкам лучше тех, кто имеет на это право, не сможет никто.

Новые правила учебной езды

Полностью в новой редакции изложены пункты 21.1 — 21.4. Смотрим изменения.

21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. 21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

О чем упомянули в определении, перед выездом в город, необходимо получить первоначальные навыки вождения.

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил. 21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.

Второе предложение перенесено в термин.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории. 21.3. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Уточнение, что у инструктора должен быть доступ к дублирующим органам управления. Сложно представить автоинструктора на заднем сидении автомобиля, теперь это отражено в правилах.

21.4. Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет.

21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1»;

20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

На 1 год раньше можно начать обучение вождению на общественном транспорте (был 21 год, стало 20 лет) и на военных автобусах (было 19 лет, стало 18 лет).

Какие существуют требования к учебному автомобилю?

  • Автомобиль, на котором производится обучение, обязательно должен быть оснащен специальным знаком «учебный автомобиль». Такой знак обычно устанавливают на крышу автомобиля, что выделяет машину из общего потока.
  • Установка автомобильного оборудования должна производиться по требованиям ГОСТ Р 55887 — 2013.
  • Инструктор должен иметь дублирующие педали — это позволит сделать вождение безопасным.
  • Обязательно наличие видеорегистратора.
  • В ТС должно быть установлено зеркало заднего вида.
  • Кроме инструктора и ученика, в автомобиле не должны находиться посторонние лица.
  • Во время начала и завершения занятия инструктор обязан заполнять путевой лист.

Ваш инструктор по вождению автомобиля: как его найти?

Каждый частный инструктор по вождению автомобиля имеет свой стиль в образовательном процессе, который не всегда может совпадать с потребностями ученика. Кроме того, некоторые специалисты не обучают езде на АКПП. Поэтому иногда найти инструктора по вождению бывает сложно. Мы поможем решить все возможные проблемы выбора.

Пол и возраст

. Особенно сложно бывает, если требуется женщина инструктор по вождению для эмоционального или пожилого человека. Такие люди очень болезненно воспринимают критику. Они часто говорят: «Ищу инструктора по вождению, но не могу учиться у мужчины». Мы учли все пожелания своих заказчиков. У нас готовы предоставить свои услуги лучшие инструктора по вождению Москвы и Московской области. Поэтому Вы всегда сможете выбрать человека, с которым Вам легко будет найти общий язык.

Территориальный фактор

. Иногда частные инструкторы по вождению слишком далеко живут от своих учеников, поэтому им бывает крайне неудобно встречаться. Выбирая специалистов на нашем сайте, Вы можете найти ближайшую к Вам станцию метро. Кроме того, частные инструкторы по вождению автомобиля подберут Вас в любом указанном месте.

«Автоинструктор199» откроет для Вас мир безопасного вождения и свободы перемещения на собственном авто. Не упустите свой шанс!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *