Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на перевозку пассажиров в такси в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
Требования агрегаторов для таксопарков
Мы собрали в таблицу требования, которые выдвигают ведущие агрегаторы на рынке такси к таксопаркам, которые хотят заключить с ними договор на обслуживание.
Яндекс такси | Uber | Gett | |
Требования к водителю | Возраст от 23 лет Гражданство РФ Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее владение русским языком Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена. | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании. | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена. |
Требования к автомобилю | Отечественный или иномарка Наличие четырех дверей или более Среднерыночная стоимость от 400 000 рублей Возраст не старше 10 лет (старше — только в исправном состоянии и при прохождении техосмотра) Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 10 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 5 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. |
Комиссия с заказов | До 20% | 20% | От 17% |
График выплат | Ежедневно | Ежедневно или еженедельно | Ежедневно или еженедельно |
География присутствия | Вся РФ, включая Крым. | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Омск, Уфа и еще 24 города. | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Калининград и еще 70 городов. |
Дополнительно | Бесплатное обучение водителей Спецпредложения для развития таксопарков Приложение — только для Android. | Распределение заказов не зависит от рейтинга. | Можно заранее планировать схемы. |
Итак, мы уже подсчитывали, сколько может заработать таксист-одиночка в среднем городе России — ок. 30 тыс. рублей. В городе миллионнике — примерно 45 тыс. рублей, в Москве, Петербурге — до 70 тыс. рублей.
Если исходит из этих цифр, то владелец таксопарка в 20 машин в среднем городе будет получать примерно 15 тыс. от одной машины в месяц, значит 300 тыс. от всего своего парка, в большом городе — 450 тыс. в месяц со всего автопарка, в Москве примерно 700 тыс. рублей.
Конечно, владельцы бизнеса находят возможности увеличивать свои доходы за счет рекламы и рекламных контрактов, сокращать расходы на топливо, переоборудовав автомобили на использование газа вместо бензина и тд. Но это индивидуальное решение для каждого владельца бизнеса.
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Выбираем код ОКВЭД
ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…
Читать статью Как выбрать систему налогообложения
Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2023 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Реестр лицензий — это система учета зарегистрированных разрешений на такси, с помощью которой любой интересующийся человек может проверить легальность работы того или иного перевозчика, а также пожаловаться в организацию на таксиста, который нарушил правила перевозки пассажира или багажа.
Существует множество различных сайтов, на которых можно посмотреть такую информацию. Необходимо лишь ввести один или несколько известных параметров.
К таким параметрам относятся:
- номер транспортного средства;
- номер лицензии;
- название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя.
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |
Требования к потенциальным получателям лицензии
Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:
- Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
- Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
- Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
- Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
- Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования
Ошибки и вопросы по теме
Вопрос 1
Автобус организации собирает сотрудников по городу, чтобы привезти на работу, а вечером развозит всех обратно. Нужна ли лицензия в этом случае?
Да, нужна. В связи с изменениями, внесенными законодателем, такая деятельность подлежит лицензированию с 1 марта 2023 года.
Вопрос 2
В компании есть автобус, но он никогда не используется по назначению, на нем ездит исключительно водитель. Нужна ли лицензия в этом случае?
Если перевозка пассажиров не производится, то лицензия не нужна. Однако будет очень проблематично доказать, что автобус не используется для перевозки пассажиров.
Ошибка
Автобус организации собирает и подвозит сельских детишек к месту учебы. После наступления 1 марта лицензия оформлена не была. Это является ошибкой. Лицензия не требуется только в том случае, если автобус не ездит по дорогам общего пользования, а курсирует в пределах территории предприятия. Рассмотренный случай не относится к таким перевозкам. Перевозки детей школьным автобусом в обязательном порядке подлежат лицензированию.
Как видим, чтобы заниматься перевозками пассажиров, необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому делу. Лицензия на перевозку более чем 8 пассажиров выдается при выполнении определенных условий. Также следует учитывать, что практически для всех пассажирских перевозок на данный момент требуется лицензия. Исключение составляют лишь транспорт государственных органов и транспорт очень крупных предприятий, который курсирует только на территории компании. Оформление лицензии занимает достаточно продолжительное время, проверка документов длится до 45 дней. Лицензирование деятельности перевозчиков направлено на наведение порядка в этой сфере.
Все требования соблюдены, что дальше?
Если и вы, и ваш автомобиль полностью соответствуете установленным в регионе требованиям для выдачи лицензии на такси, можно приступать к ее оформлению. Для этого нужно обращаться в региональный орган власти, который уполномочен выдавать лицензии на такси (этот орган может иметь различные наименования — Министерство транспорта, Комитет по транспорту, Департамент транспорта и т.д.). Перед обращением потребуется подготовить пакет документов, в который входят:
- паспорт заявителя;
- СРТС и ПТС авто, который планируется использовать для легковых перевозок;
- договор аренды (если машина арендуется);
- копия документа о постановке на учет в налоговых органах;
- заявление.
Еще один важный момент — это оплата государственной пошлины (выдача разрешений — услуга, которая является платной). Размер пошлины, как и полный перечень требований, устанавливается на региональном уровне. После подготовки пакета документов он подается в уполномоченный орган на рассмотрение. Срок оформления разрешения чаще всего занимает от 10 до 30 дней.
Также возможно не лично обращаться в орган, занимающийся выдачей разрешений, а подать документы через портал «Госуслуги». Для этого необходимо авторизоваться на Госуслугах, найти раздел «Разрешение на легковое такси» и следовать инструкциям портала.
Порядок получения лицензии
Для оформления лицензии (он же процесс получения разрешения) человеку необходимо обратиться в соответствующий орган, в большинстве случаев это Минтранс. Но, помните, что в некоторых регионах ситуация обстоит немного иначе и ответственным за получением разрешения, могут быть местные власти в лице администрации района. Уточняйте на местах. Можете обратиться в свою администрацию и уточнить, где получить разрешение на такси. Как только узнали куда подать документы, приступаем к сбору необходимых «бумаг». Какие именно уже приводили выше, уточним только вкратце итак:
- Подаем заявление (помните, что форма также может меняться, в зависимости от контролирующего органа).
- Помимо заявления, правила диктуют, что нужно приложить копии документов на машину, то есть удостоверение о регистрации либо доверенность, в зависимости от конкретной ситуации.
- Подается также дубликат паспорта, в некоторых случаях могут потребовать предъявления оригинала паспорта.
- Копия свидетельства о регистрации ИП.
Процесс получения и порядок получения, оговаривается в каждом регионе отдельно. Но, как правило, все поданные документы проходят проверку в течение одного месяца, по истечению этого периода заявитель получает разрешение либо аргументированный отказ в таковом.
Получение лицензии на такси обязательно как для юридических лиц, так и для водителей-частников, которые занимаются перевозками на легковых такси. При этом лицензированная деятельность таксиста вообще исключает определение частника как физического лица, подрабатывающего таксованием.
]Дело в том, что человек, работающий таксистом на себя и не связанный трудовыми правоотношениями с какой-либо службой такси, всё равно должен пойти и зарегистрировать ИП. По этой причине лицензирование в среде таксистов-одиночек и сейчас, спустя три года с момента вступления в силу новых поправок, остаётся довольно непопулярным делом.
Не понадобится оформление лицензии на такси либо тем водителям, которые занимаются перевозками пассажиров количеством более 8 человек по регулярным маршрутам (об этом подробнее в следующем разделе) либо лицам, вообще не связанным с коммерческими перевозками людей.