Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Негативное влияние на окружающую среду обычно оказывают определённые объекты, которые есть в собственности юрлица или ИП. По закону их необходимо внести в государственный реестр. Это требование прописано в ст. 69.2 N 7-ФЗ. При нарушении данного правила компания обязана заплатить штраф от 30 до 100 тысяч рублей.

Правила зачета (возврата) переплаты за НВОС

Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС согласно п. 36 Правил исчисления и взимания платы за НВОС подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату этому лицу. Здесь же отмечено, что зачет (возврат) данной суммы осуществляется в заявительном порядке, то есть на основании заявления лица, обязанного вносить плату, не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Но конкретную процедуру зачета (возврата) эти правила не определяют.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС утвержден Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Порядок № 334) и действует с 07.09.2019. Он введен в соответствии с п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ.

Ставка платы в отношении пыли каменного угля

Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.

Год Размер
2022 67,12 руб./тонна
2021 61 руб./тонна
2020 61 руб./тонна

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Как сэкономить на плате за НВОС

Снижение компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды — один из способов сэкономить. Для этого есть законные методы:

  1. Изменение системы обращения с отходами.
  2. Грамотная разработка программы ПЭК.
  3. Проверка правильности оформления всех документов.

Категории объектов, оказывающих НВОС

До постановки на учёт предприятию присваивается класс (категория) опасности. Он определяется в зависимости от деятельности юрлица или ИП и того, насколько сильное воздействие на природу оказывает фирма.

Изменить категорию объекта можно по заявлению, к которому прикладываются актуализированные сведения об объекте. В течение 15-ти суток с момента получения заявки Росприроднадзор должен сообщить своё решение. Если категория опасности не была изменена, можно обжаловать решение, подав иск в суд.

Значительное негативное воздействие на окружающую среду

Умеренное негативное воздействие на окружающую среду

Незначительное негативное воздействие на окружающую среду

Минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV, плату за НВОС вносить не нужно на основании пункта 1 статьи 16 данного закона. Следует отметить, что объекты без категории (например, офисные помещения) на данный момент обязаны вносить данную плату и сдавать декларацию.

К IV категории согласно Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» относятся следующие объекты:

1. Наличие одновременно следующих критериев:

1.1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

Читайте также:  ФНС расширила перечень кодов видов доходов и вычетов для целей НДФЛ

1.2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Примечание. В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.

Плату за НВОС вносят субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовой формы, так как даже если предприятие не создает вредные выбросы, в ходе его деятельности все равно образуются отходы. Это может быть бумага, лампочки, расходные материалы от офисной техники, упаковка и т.д.

Не сдавать расчет НВОС могут лишь арендаторы, но при этом должны быть выполнены несколько условий:

  • в договоре аренды указано, что выплата экологических платежей осуществляется арендодателем;
  • арендодатель подает расчет НВОС в Росприроднадзор своевременно, а также выплачивает экологические платежи в полном объеме;
  • арендодатель указал ваше предприятие в ПНООЛР.

Если плату за вас вносит другая организация, то это нужно подтвердить документально. Если сделать это невозможно или плата не была внесена своевременно, то ваше предприятие или организация будут оштрафованы.

Как рассчитывается ставка платы за НВОС

Сумма экологического платежа рассчитывается для каждого объекта хозяйственной деятельности индивидуально. Зависит ставка от перечня загрязняющих веществ, образуемых предприятием, и размещения производственных отходов.

Расчет ставки регулируется Законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (статья 16.3).

С начала 2021 года при расчете платы за НВОС применяются специальные коэффициенты (404-ФЗ от 29.12.2015 г.). Они были введены для стимулирования объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, снижать своё вредное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, существенно уменьшить экологический платеж можно путём переработки или утилизации опасных отходов, снижением лимитов на размещение отходов. Платеж будет равен 0, в случае, когда предприятие размещает отходы V класса опасности в искусственно созданных полостях горных пород. Это должно быть отображено в принятом на предприятии списке природоохранных мероприятий.

Расчет платы за НВОС — достаточно сложный процесс. Наши специалисты обладают необходимым опытом и знаниями, чтобы выполнить его качественно в сжатые сроки.

Правила заполнения формы статистической отчетности 2-тп отходы

Форма отчёта 2-тп (отходы) утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Отчёт предоставляют юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны,
  • заключившие договор с региональным оператором,
  • не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

При заполнении отчёта важно помнить, что:

  • временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают. То же самое касается варианта, когда юридическое лицо не ликвидировано, а закрыло один/несколько из своих объектов. Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления первичных статистических данных по указанной форме;
  • в графе «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом: если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом;
  • в графе 4 — код Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) по месту нахождения обособленного подразделения, юридического лица (в случае отсутствия обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя;
  • при заполнении формы все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждаемому Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно;
  • масса отходов указывается в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью до килограмма) — для отходов I, II и III классов опасности;
  • если отходы передаются с целью обработки, утилизации, обезвреживания, хранения или захоронения в другой субъект РФ, необходимо указывать это в соответствующие графы.
Читайте также:  Какую площадь участка выбрать?

Отчёт 2-тп (отходы) заполняется через «Личный кабинет природопользователя» (или любой другой сервис по сдаче отчётности в Росприроднадзор) до 1 февраля на основании журнала учёта отходов, утверждённого Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» и отправляется в Территориальное управление Росприроднадзора по месту нахождения объекта.

Срок подачи Декларации о плате за НВОС

Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.

Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.

Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Расчет платы осуществляется в соответствии с:

1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);

3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.

Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».

Таблица. Информация о движении отходов ОАО «Перевозки», образованных во II квартале 2008 года (в тоннах)

 N 
п/п
 Наименование 
отхода
Установленный
лимит на
размещение
отходов
 Фактическая 
масса
отходов,
размещенных
собственником
с начала года
нарастающим
итогом в
пределах
установленного
лимита
Образовалось
отходов за
отчетный
период в
собственном
производстве
 Использовано 
(утилизировано)
отходов в отчетном
периоде, в том
числе
с привлечением
специализированных
организаций
 Передано 
отходов
другим
организациям
с переходом
права
собственности
 Передано 
отходов
другим
организациям
для
размещения
(при наличии
договора о
конечном
размещении
отходов)
 1 
Мусор от бытовых
помещений
организаций
несортированный
 15 
 8 
 5 
 - 
 3 
 - 
 2 
Мусор от бытовых
помещений
организаций
крупногабаритный
 15 
 8 
 3 
 - 
 - 
 - 

Бытовые отходы по четным дням вывозит МУП «Спецавтохозяйство», которое размещает их на полигоне (по договору о конечном размещении) и самостоятельно вносит платежи за негативное воздействие. По нечетным дням бытовой мусор вывозит МУП «Чистота», согласно договору с которым к нему переходит право собственности на вывозимые отходы.

ОАО «Перевозки» должно заполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2008 г. и не позднее 21 июля представить его в Московское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора.

Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.

Укажем только особенности для побочных продуктов производства:

  1. К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
  2. Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.
Читайте также:  Памятка по стране

Побочные продукты: новые платежи в бюджет

В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.

Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.

Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2023 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:

  • объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
  • объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
  • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
  • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *