Виновность участников ДТП: объясняем по полочкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виновность участников ДТП: объясняем по полочкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зачастую автолюбителей волнует вопрос, возможно ли получить страховую премию, если степень вины не была установлена ни для одного из участников. Для начала следует разобрать, какие виды страховок существуют. Для этого стоит углубиться в понятия ОСАГО и КАСКО.

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст.

1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС.

Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы.

Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК.

Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины.

Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Порядок установления виновника ДТП

Для того чтобы расследовать ДТП, правоохранительные органы предпринимают следующие действия:

  • Материалы дела по происшествию направляются в отделение ГИБДД, где специальная группа административной практики детально рассматривает все факторы и причины аварии, определяет нарушения, выносит постановление о наложении штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В процедуре разбора могут принимать участие все стороны ДТП. Этим не стоит пренебрегать. Присутствие на этой, пусть и неприятной, но необходимой, процедуре, дает возможность участнику происшествия доказать свою правоту и избежать обвинения. Если в результате ДТП пострадал или погиб человек, дело передается в суд для возбуждения уголовного дела;
  • Если расследование показало отсутствие нарушений правил ПДД и наличие факторов, перечисленных в КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – дело прекращается, участников к ответственности не привлекают, выдается справка ДТП, где указывается, что виновных лиц нет;
  • Если участник ДТП не считает себя виновным и не согласен с вынесенным решением «группы разбора» – он может обратиться в суд. Для этого собираются документы, подтверждающие его невиновность, размер полученного ущерба, пишется исковое заявление, к которому прикладывается постановление ГИБДД. Суд запросит дело из ГИБДД, назначит судебное разбирательство. Для вынесения окончательного решения будут опрошены свидетели ДТП, изучены фото, записи видеорегистратора и камер наблюдения. Возможно, потребуется заключение трасологической экспертизы, в случае телесных повреждений — судебной медицинской экспертизы. Как правило, эти услуги платные, обходятся недешево, но того стоят. Очень часто на основании имеющихся данных суд отменяет постановление ГИБДД и выносит положительный вердикт в пользу истца. В таком случае, все расходы, в том числе связанные с проведением необходимых экспертиз, возместит ответчик. Кроме того, решение суда, позволит обратиться в страховую компанию виновной стороны и получить положенное возмещение материального ущерба. Если же в суде будет доказана вина обеих сторон, то страховое возмещение будет частичным (обычно 50%).

Обоюдная вина участников ДТП

Нужно отметить, что такого понятия, как «обоюдная вина» в юридическом аспекте нет. Обычно этим термином сотрудники ГИБДД и представители страховых компаний называют ситуацию, когда в случившемся дорожном происшествии виноваты оба водителя (каждый из них нарушил правила ПДД).

По результатам административного расследования принимается одно из следующих возможных решений:

  • В ДТП признают виновным одного из участников. В этом случае его страховая компания выплачивает потерпевшему компенсацию за причиненный ущерб;
  • Если показания участников противоречивы и нет возможности установить истинную картину происшествия — инспектор ГИБДД вынесет постановление и прекращении дела;
  • В ДТП признаны виновными оба участника аварии. Каждому оформляется протокол и постановление. Назначается штраф за административное нарушение.

Юридически об «обоюдке» можно говорить только в последнем варианте. Так как в законодательстве нет четких разъяснений по этому вопросу, страховые компании ОСАГО могут отказать выплате потерпевшей стороне или компенсировать лишь половину ущерба.

Возражение участника ДТП на протокол ГИБДД

Никому не хочется признавать себя виновным в ДТП. Однако если авария все же случилась, необходимо придерживаться определенного порядка действий.

Вызов ГИБДД является обязательным, если участники происшествия не могут прийти к соглашению в определении и признании степени вины или если есть пострадавшие, необходимо дождаться приезда инспектора.

Он должен осмотреть место дорожного инцидента, составить протокол, нарисовать схему ДТП и дать заключение о виновности и ее степени для каждого участника. Соответственно сделанному правонарушению будет назначено наказание.

Если водитель, нарушивший правила дорожного движения, не виноват в случившемся, нужно обратить особое внимание на процедуру составления протокола, который подписывают впоследствии обе стороны.

Дело в том, что подписав документ, вы соглашаетесь со всем в нем написанным. Доказать обратное, потом будет практически невозможно.

Поэтому, учитывайте следующие нюансы:

  • в протоколе не должно быть формулировки « виновный», замените ее на «водитель»;
  • в графе «Объяснение» укажите, с чем конкретно вы не согласны;
  • сотрудник ГИБДД обязан ознакомить вас с вашими правами, отметка об этом ставится в графе «С протоколом ознакомлен»;
  • в протоколе должны отсутствовать пустые строчки, если они есть, нужно поставьте прочерк;
  • в протоколе необходимо указать свидетелей ДТП, иначе, в случае суда, их трудно будет привлечь к даче показаний;
  • на всякий случай, попросите себе копию протокола.

Обжалование обоюдной вины

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Может ли потерпевший стать виновником?

А что будет, если за рулем был несовершеннолетний? В такой ситуации чаще всего рассчитывать на компенсацию не приходится. Более того, именно тогда несовершеннолетний может стать, по сути, виновником, поскольку его родителям придется отвечать перед страховой фирмой по регрессным требованиям. Если же малолетний не спровоцировал аварию, а пострадал в ней, виновнику выплачивать сумму не придется. Но и на восстановление машины ее собственник ничего не получит. Если, конечно, автомобиль не был угнан.

Стать виновной пострадавшая сторона способна и после вынесения решения суда о признании ее таковой. Подобное происходит, если нарушитель решает оспорить постановление ГАИ. Кстати, виновным пострадавший может быть признан только в части, подробнее этот случай мы рассмотрели далее.

Установление вины в суде

В установлении виновника ДТП через суд участвует собственник одного из автомобилей. Именно заявление об установлении вины является основанием для начала судебного разбирательства, иначе ее степени будут устанавливаться в ходе расследования. Зачастую обратиться в суд приходится той стороне, которая считает, что в постановлении ГИБДД неправильно определено лицо, спровоцировавшее аварию.

Читайте также:  Денежные выплаты и доплаты ветеранам труда в Московской области в 2023 году

Если одна из сторон обратилась с суд, она должна предоставить максимально возможное количество доказательств, указывающих на свою невиновность. Например, заранее можно сделать трасологическую экспертизу, чтобы эксперты исследовали образцы шин, следов от них и т. д. Во внимание будут приняты такие детали, как:

  • оправданы ли действия каждого из автомобилистов;
  • каково состояние ТС в момент происшествия;
  • видны ли на месте аварии знаки, разметка или они вовсе отсутствуют;
  • состояние дороги на месте происшествия.

Судья определяет вину одного из участников ДТП, изучая указанные выше факты и, если их недостаточно, назначает дополнительные экспертизы. Такое возможно даже когда при административном расследовании они уже проводились. Повторные исследования исключат ошибки.

Вот список (примеры) документов, которые следует приложить к иску об установлении виновника:

  • видео- и фотоматериалы;
  • данные свидетелей;
  • справка о ДТП или постановление об административном правонарушении;
  • протокол и схема происшествия;
  • результат мед. освидетельствования;
  • данные экспертиз.

Обжалование виновности в ДТП

Если вы не согласны с предъявляемым к вам требованиям, то не забывайте, что вы всегда вправе не соглашаться с выдвигаемым против вас иском. Вину можно как оспорить, так и уменьшить. В зависимости от итога дела удастся или уменьшить стоимость иска, или вовсе предотвратить выплаты по нему. Возможно, вам помогут несколько наших советов для такой ситуации:

  1. Изучите абсолютно все документы, которые были составлены в ходе разбирательства по дорожной аварии. В этот перечень входят различные протоколы, экспертизы, освидетельствования, схема ДТП и др. Возможно, в них будет противоречащая действительности информация.
  2. Любые ошибки, связанные с происшествием, в том числе и процессуальные, сыграют вам только на руку. Например, если при составлении протокола сотрудник ДПС не обеспечил наличие нескольких понятых, то уже можно исключить его из доказательной базы, поскольку официальные бумаги, составленные с ошибками, суд во внимание не примет.
  3. Отправьте транспортное средство на экспертизу. Проконсультируйтесь со своим автоюристом по вопросу о том, сколько и какие экспертизы лучше проходить.

К сожалению, наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности отнюдь не гарантирует полной защиты ваших прав. Сколько аварий случается ежедневно, и виновник предпочитает попросту «сбежать» с места совершенного ДТП. Стать жертвой такого водителя могу я, вы или любой другой законопослушный гражданин, поэтому всегда будьте готовы отстаивать свои права даже в суде.

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.
Читайте также:  Верховный суд: немотивированные ужесточения приговоров в апелляциях

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

Всё то же, самое, если бы авария была обычной с одним виновником. Административная ответственность в любом случае будет грозить за допущенное нарушение Правил. А вот гражданская – как мы выяснили – будет уже частичная по степени виновности в аварии.

Давайте в удобном табличном виде взглянем на различия стандартного происшествия от ДТП с обоюдной виной.

Таблица сравнения ответственности при обычном и обоюдном ДТП
Ответственность Стандартная авария Обоюдное происшествие
Административная Постановление выпишут тому участнику, кто виновен в ДТП (например, въехал в зад впереди двигавшегося авто). Постановления выписывают всем участникам.
Гражданская, если никто не обращался в суд Причинитель вреда или его страховая компания возмещает ущерб потерпевшему. Все водители являются одновременно не только виновниками, но и отчасти потерпевшими. Поэтому частично и получают возмещения – в равных долях по количеству участников.
Гражданская, если суд установил степень обоюдной виновности Каждый потерпевший получает выплату по степени своей невиновности. К примеру, если суд установил вашу вину в 20%, то вы получите 80% от рассчитанной компенсации ущерба.

Когда, явно не нарушив, можно оказаться виновным

Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя. Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя. Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.

Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация. Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости. Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.

Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.

Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить. Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель. Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.

Как доказать обоюдную вину при ДТП?

В случае если оба водителя нарушили ПДД и это привело к ДТП, можно говорить об обоюдной вине. Следует учитывать, что между нарушением и ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, если первый автомобиль движется на красный свет и сталкивается с вторым, движущимся на зеленый, но водитель второго, например, не пристегнут. В отношении обоих водителей будут составлены протоколы о нарушении ПДД, однако обоюдной вины тут не будет, т.к. то обстоятельство, что второй водитель не был пристегнут, не могло стать причиной ДТП.

Доказать обоюдную вину помогут показания участников ДТП, показания свидетелей, видеозаписи. При этом необходимо следить за тем, что инспектор указывает в протоколе, если есть замечания или Вы с чем-то не согласны, указывайте это при подписании протокола. Также обращайте внимание сотрудника ГИБДД на факты, которые могут подтвердить виновность второго участника.

Наличие обоюдной вины влияет на размер выплат по ОСАГО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *