Три уровня российской налоговой системы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Три уровня российской налоговой системы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

Комментарий к ст. 13 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает перечень федеральных налогов и сборов.

В статье 13 НК РФ указаны шесть федеральных налогов (НДС, регулируемый главой 21 НК РФ, НДФЛ, регулируемый главой 23 НК РФ, налог на прибыль, регулируемый главой 25 НК РФ, налог на добычу полезных ископаемых, регулируемый главой 26 НК РФ, водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ, а также акцизы, регулируемые главой 22 НК РФ) и два федеральных сбора (государственная пошлина, регулируемая главой 25.3 НК РФ, и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулируемые главой 25.1 НК РФ). Круг налогоплательщиков (плательщиков сборов), элементы налогообложения применительно к каждому из них установлены отдельными главами части второй НК РФ.

Отметим, что как федеральные налоги следует рассматривать и специальные налоговые режимы.

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Документы и отчетность для уплаты НДС

Сроки уплаты НДС по налоговому кодексу устанавливаются для всех категорий плательщиков: этот вид налогообложения предполагает период продолжительностью в 3 месяца. По истечении этого срока не позднее 25 числа следующего месяца плательщики и налоговые агенты обязаны предоставлять в местное отделение инспекции декларацию, в которой фиксируются все проведенные операции.

В документе должны присутствовать данные счет-фактур – это один из наиболее важных типов документов для плательщиков НДС. Если этого документа нет, плательщик не может учесть сумму входного налога до операции, а значит. Сократить добавленную стоимость и уменьшить собственную базу налогообложения.

Также нужно понять: НДС – это прямой или косвенный налог. При прямых налогах, таких как НДФЛ, фактически предприятие теряет прибыль, так как оно вынуждено отдавать часть доходов в счет государства. В случае с НДС прибыль не теряется, так как потраченные на уплату налога средства закладываются в цену конечного товара для потребителя. Таким образом, НДС увеличивает итоговую налоговую нагрузку на покупателей, а не на продавцов.

В соответствии с Налоговым кодексом НДС отнесен к федеральным налогам (п. 1 ст. 13 НК РФ). Это значит, что он в полной сумме поступает в федеральный бюджет. А еще НДС является косвенным налогом, поскольку оплачивает его покупатель, а непосредственно в бюджет перечисляет продавец.

При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать все организации и ИП, даже применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.

При расчете и уплате НДС предусмотрены льготы. Прежде всего, эти льготы направлены на поддержку малого бизнеса. Например, в 2021 году вступили в силу льготы по НДС для IT-компаний. От обложения НДС освободили операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также прав на использование этих программ и баз данных.

Читайте также:  Процедура выдачи трудовой книжки на руки

Статья 145 НК РФ позволяет организациям и предпринимателям, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей, получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год при подаче соответствующего уведомления. При этом необходимо, чтобы в течение этих месяцев не было операций по реализации подакцизных товаров.

Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:

  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • участники проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).

Непосвященному человеку может показаться, что посчитать налог на добавленную стоимость — легкая задача, но профессионалы знают, что это далеко не так.

Более половины своего времени бухгалтеры тратят на расчет НДС.

Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога. Рассмотрим базовый вариант расчета:

НДС, исчисленный при реализации (Исходящий НДС) = Налоговая база х ставка НДС

НДС к оплате считают так:

НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС Восстановленный НДС

Входящий НДС — сумма налога, на которую вам выставили счета-фактуры поставщики, ее можно вычесть из налога.

Восстановленный НДС — часть входящего налога, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).

При расчете налога важно не только правильно выбрать ставку, но и корректно определить его сумму и верно отразить данные по налогу в учете.

Хочу обратить внимание читателей на то, что налогоплательщик/налоговый агент обязан исчислить НДС, предъявляемый покупателю товаров (работ, услуг), но при этом применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика. Этим правом нужно воспользоваться не позднее квартала, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с момента принятия данных товаров/услуг/работ к учету.

Чтобы воспользоваться правом на вычет по НДС, необходимо выполнить все условия, прописанные в п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • имеется правильно оформленный счет-фактура от продавца или универсальный передаточный документ (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Все данные вносятся в налоговую декларацию по НДС, которая представляется налогоплательщиком/налоговым агентом в инспекцию по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДС представляется только в электронном виде. В случае представления декларации на бумажном носителе она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 1 июля 2021 года в НК РФ введены новые основания, при обнаружении которых декларации по НДС будут считаться непредставленными. Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 4.1 ст. 80 НК РФ:

  • декларация сдается не по установленной форме;
  • декларация подписана неуполномоченным лицом;
  • в отношении налогоплательщика в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении его функционирования до даты представления отчета;
  • подписавший руководитель дисквалифицирован (ИП — лишен права заниматься бизнесом) или умер;
  • декларация не соответствует контрольным соотношениям.

Есть два варианта льготы, когда компания не платит НДС — обложение налогом по ставке 0% и освобождение от налога. Разница в том, что при нулевой ставке можно заниматься экспортом и международными авиаперевозками и заявлять к вычету входной НДС. Это значит, что налогоплательщик всё равно должен выставлять счета-фактуры, заполнять и сдавать декларации по НДС. Те, кто освобождён от уплаты налога, не сдают декларацию и не вправе заявлять вычеты.

Некоторые ИП и компании полностью освобождены от уплаты НДС, другие — по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС:

  • ИП на ЕНВД, УСН и ПСН;

  • участники проекта «Сколково»;

  • ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Чтобы получить такое освобождение, придётся подавать дополнительные документы.,

Читайте также:  10 причин, по которым не стоит покупать участок в СНТ

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше установленной суммы:

  • 90 млн рублей за 2019 год;

  • 80 млн рублей за 2020 год;

  • 79 млн рублей за 2021 год и т.д.

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. В противном случае придётся платить НДС при любых доходах.

От НДС также освобождаются отдельные операции:

  • денежные займы;

  • реализация медицинских товаров и услуг;

  • перевозка пассажиров;

  • торговля акциями.

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Региональные и местные налоги

Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

Федеральные налоги и сборы: в чем разница

Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, поступающие от физических и юридических лиц. Платить вовремя налоги — прямая обязанность каждого налогоплательщика. В случае нарушения сроков гражданина или организацию ждет штраф. Взамен плательщик ничего не получает.

У сборов другой механизм действия. Государство оказывает услугу, а физическое или юридическое лицо, оплачивая сбор, получает какую-то пользу или выгоду. К примеру, чтобы зарегистрировать брак или заверить у нотариуса документ, нужно оплатить сбор.

Что общего между налогами и сборами:

  • оба вида отчислений законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ;
  • в обоих случаях деньги от плательщиков поступают в государственный бюджет;
  • и налоги, и сборы делят на 3 группы: федеральные, региональные, местные.

Отличия представим в виде таблицы:

Основание

Налоги

Сборы

цель отчисления

нет конкретной цели

позволяют получить определенную услугу

регулярность уплаты

сроки установлены законодательством

носят разовый характер без привязки к дате

величина суммы

зависит от налоговой базы и утвержденной ставки

фиксированная

последствия неуплаты

пени и штрафы

государство просто не окажет услугу

В регионах могут быть приняты собственные правила по уплате некоторых отчислений. Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены льготы и скидки.

Налоговая «иерархия», представленная в таблице

№/№

Налоговый уровень

Налоговый перечень

1.

Федеральные налоги

налог на добавленную стоимость;
акцизы;
НДФЛ;
налог на прибыль организаций;
налог на осуществление добычи полезных ископаемых;
водный налог;
пошлина за использование объектов флоры и фауны;
пошлина за эксплуатацию ресурсов воды;
государственная пошлина.

2.

Региональные налоги

имущественная пошлина организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.

3.

Местные налоги

земельная пошлина;
налог на имущество физлиц;
торговый сбор.

Налоговая «иерархия», представленная в таблице

№/№ Налоговый уровень Налоговый перечень
1. Федеральные налоги налог на добавленную стоимость; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на осуществление добычи полезных ископаемых; водный налог; пошлина за использование объектов флоры и фауны; пошлина за эксплуатацию ресурсов воды; государственная пошлина.
2. Региональные налоги имущественная пошлина организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
3. Местные налоги земельная пошлина; налог на имущество физлиц; торговый сбор.

Налог и его классификация в отношении субъекта налогообложения

Вашему вниманию предлагается классификационная таблица, отражающая соотношение налоговой пошлины и субъектов налогообложения:

№/№ Субъект налогообложения Налог
1. Налоговые сборы, предназначенные для уплаты юридическим лицом налог на доход; налог на имущество компании.
2. Налоговые пошлины, предназначенные для уплаты физическим лицом (гражданином) налог на доход гражданина; налог на имущество гражданина.
3. Смешанные налоговые сборы НДС; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

Насколько значимы региональные налоги?

Многие субъекты РФ рассчитывают, прежде всего, на финансовые потоки, формируемые за счет федеральных сборов, а в ряде случаев — и на дотации. Региональные налоги РФ занимают значимую, но относительно небольшую долю в бюджетных поступлениях. Однако с учетом глубокой взаимной интеграции бюджетных систем разных уровней в фактическом распоряжении региона могут быть значительные объемы финансовых средств.

К региональным налогам относятся всего три типа сборов. Но в законодательстве РФ закреплен принцип единства бюджетной системы. То есть на данном этапе развития экономики России федеральные и региональные налоги имеют столь несхожую пропорцию в большей степени для того, чтобы политический центр имел возможность аккумулировать финансовые потоки и обеспечивать сбалансированное развитие бюджетов всех уровней — в том числе и за счет дотаций. Экономические возможности разных субъектов РФ иногда совершенно несопоставимы. И потому те субъекты, которые более платежеспособны, направляют финансовую ликвидность в бюджет посредством федеральных налогов, на основании которых могут формироваться дотации и иные методы поддержки экономически отстающих субъектов и муниципалитетов.

Роль региональных сборов — в обеспечении должного уровня устойчивости бюджетной системы России. На данном этапе экономического развития РФ она очень значима, несмотря на то что соответствующие платежи имеют не самую заметную долю в бюджетных доходах. Но вполне возможно, что законодатель постепенно будет модернизировать подходы к организации налоговой политики, и тогда региональные сборы приобретут заметно больший вес в аспекте формирования денежных потоков на уровне субъектов федерации. И тогда их роль будет еще более значимой.

Общая характеристика федеральных налогов и сборов

В основу налогового законодательства Российской Федерации заложен принцип единства финансовой политики страны, который проявляется, в том числе в определении закрытого списка налогов, действующих во всем государстве. Налоговым кодексом установлено 3 уровня налоговой системы:

  1. федеральный
  2. субъектов России
  3. местный.

Каждый вид налогов относится к тому либо другому уровню в соответствии с объемом функций и полномочий, осуществление которых возложено на государство в целом, субъекты России либо административно-территориальные образования. Примечательно, что вне зависимости от закрепления налогов за конкретным уровнем бюджетной системы, принимать решение по определенным вопросам в сфере налогообложения соответствующие законодательные/представительные органы вправе лишь в пределах собственной компетенции.

Замечание 1

Уровень налоговой системы не совпадает со звеном бюджетной системы: если в федеральный бюджет поступают исключительно федеральные налоги, тогда в региональные и местные бюджеты идут соответственно отчисления от федеральных либо региональных налогов.

Федеральные налоги устанавливаются федеральным законодательством и взимаются по всей территории российского государства. Льготы по федеральным налогам предоставляются исключительно согласно федеральным законам, однако представительные/законодательные органы госвласти субъектов России и органы местного управления имеют право вводить дополнительные льготы в пределах сумм, поступающих в бюджет. В соответствии с общим правилом ставки федеральных налогов устанавливает парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание России. Но ставки налогов на отдельные разновидности природных ресурсов, акцизов на конкретные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливает Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса федеральными налогами и сборами является:

  • Налог на Добавленную Стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физ. лиц;
  • налог на прибыль юр. лиц;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за использование объектов животного мира, а также за использование объектов водных биологических ресурсов;
  • госпошлина

Из данного перечня налогов видно, что обязательными платежами федерального уровня являются все разновидности императивных денежных изъятий, которые известны российской налоговой системе. Помимо основной массы налогов, к федеральному уровню относят:

  • сборы (например, сбор за право использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов)
  • пошлины (госпошлина)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *